Русский музей обновил дворцовые площади

Три архитектурных шедевра Петербурга предстанут в первозданной красе

У Русского музея, как известно, 2 дня рождения: первый ведет отсчет с 1895 года от Указа Николая II, повелевшего основать государственный музей национального искусства, а второй — спустя три года, как он открыл двери для первых посетителей. Поэтому два в одном отмечают 25 апреля. К этому дню заканчивается реставрация, которая войдет в историю как “большая”. Во всяком случае, три знаменитых дворца — Инженерный замок, Мраморный и Строгановский — практически восстановлены.
Еще 15 лет назад, когда Русскому музею передали Инженерный замок, вряд ли кто верил, что из этого ужаса можно что-то сделать.
— Инженерный был в ужасающем состоянии, — подтверждает Владимир Гусев, директор Русского музея. — Он был похож на Ноев ковчег: в нем находилось столько организаций. А в Георгиевском зале вообще хотели открыть ломбард. Весь декор был утрачен, так как после убийства Павла I зал переделывался несколько раз. А во время войны в него попала бомба, так что сами понимаете…
Три года назад государство выделило деньги, свою долю внес Международный валютный фонд, и началась мощная реконструкция. Каждый шаг ее приносил сюрпризы. Например, когда вскрыли полы в Инженерном замке, то обнаружили архив документов и аналоги сортов камня, которыми старые мастера отделывали дворцовые стены. Теперь дворцу возвращены исторические камины, двери, бронзовые люстры. Реставрирован Зал кавалеров Мальтийского ордена.
Еще одно чудо — Мраморный дворец. Его построил по заказу Екатерины II в 1768—1785 гг. архитектор Ринальди. Свое название дворец получил благодаря тому, что впервые в России для отделки внешних фасадов и внутреннего убранства архитектор широко использовал камень — гранит — и большое количество разновидностей мрамора. Сей презент из мрамора царица сделала своему фавориту, графу Григорию Орлову. Но тот так и не успел насладиться подарком — умер до окончания строительства дворца.
— Сегодня, можно сказать, завершена реставрация гранитно-мраморной облицовки фасадов, а на парапете установлены 86 декоративных доломитовых ваз — все отреставрированы, — продолжает Владимир Гусев. — Так же как и Зимний сад. Как известно, в XIX веке он был висячим, открытым, а Брюллов накрыл и сделал зимним. Совершенно уникальные работы проведены в Царской комнате — реставрировали паркет XIX века, выполненный по рисункам Ринальди. Для этого использовано 15 пород редких деревьев.
— А что в Строгановском дворце?
— Там очень интересные интерьеры. Дворец несколько раз перестраивали, и таким образом получилось как бы наслоение из трех эпох. Восстановлены Греческая комната, Малый и Большой кабинеты графини Строгановой, и сейчас открываем Большой кабинет графа Строганова — основателя московской Строгановки. Мы покажем гостям, пока через пленку, интерьер его знаменитой картинной галереи.
Надо сказать, что в Русском музее до сих пор не было галереи Отечественной войны. Теперь в Строгановском дворце развернется постоянная экспозиция, посвященная событиям и героям войны 1812 года.
Торшеры из уранового стекла, бронзовые люстры — оригиналы и их копии, живописные полотна — все это откроется взору гостям Русского музея в день его рождения.
— Мы впервые показываем шпалеры начала XIX века, — продолжает Владимир Гусев, — до этого никогда не выставляли их. И еще открывается совершенно уникальный фонд русской культуры — свыше 420 скульптур XX—XXI века. Они стоят в стеклянных витринах, оборудованных электронным сопровождением.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру