На Урале время стало прозрачным?

В Перми открылась выставка Андрея Безукладникова

После того, как известный галерист Марат Гельман стал директором Пермского музея современного искусства, в город потянулись сильные арт-мира сего. Театральный фестиваль «Территория» отгремел в этом году именно в Перми. Сейчас Гельман готовится сделать доклад об успехах культурного подъема уральского города. Испробовал новую региональную арт-площадку и Московский дом фотографии. В Пермской художественной галереи открылась выставка фотографа Андрея Безукладникова.

«Прозрачное время» - так названа выставка, разместившаяся в Пермской художественной галереи, в соседних залах с Айвазовским и Шишкиным. Кстати, музей поистине уникален, он разместился в кафедральном соборе Спасо-Преображенского монастыря. Самое уникальное в собрание даже не Шишкины и Айвазовские, а удивительная коллекция деревянной скульптуры. Ее тоже снимал Безукладников.

В 80-х годах Безукладников поймал в свой объектив весь столичный андеграунд. На его снимках совсем юные Жанна Агузарова и Алексей Парщиков, Гоша Острецов и Тимур Новиков, Мария Серебрякова и Айдан Салахова. На одиноких отрешенных пейзажах застыли разные уголки страны. От Москвы до Чукотки. Больше десяти лет назад известный фотограф отошел от фотодел. И его прозрачное время осталось на старых негативах. Только сейчас, спустя годы Андрей наконец решился на ретроспективу. И, конечно, сделать выставку на родине было очевидно.

- Безукладников снимает в тоже время, что и Борис Михайлов, - рассуждает директор Дома фотографии Ольга Свиблова. – Но у Михайлова время тяжелое, а в фотографиях Андрея проявляется феномен времени: он фиксирует переход от одного типа людей к другому. Появляется новый человек.

Этих новых людей сейчас знает каждый. А многих уже нет в живых. Вот портрет Тимура Новикова, он задумчивый, а его взгляд философский. Безукладников говорит, что этот портрет художник специально попросил сделать. Но на выставки много лиц, попавших в объектив почти случайно. Ведь они все друзья. Встречались, веселились, придумывали что-то новое вместе. Так, на выставки есть почти интимные снимки. Вот андеграундные художники голыми катаются на лодке, а вот Герман Виноградов страстно прижимает к груди обнаженную подругу.

Всю эту живую летопись андеграунда опоясывают пейзажи. Одинокие. Пустынные. Прозрачные. На выставки перемешаны пейзажи Москвы и Перми. Все же больше здесь снимков родного Андрею города.

Особое место в творчестве фотографа занимают снимки растений. В 1976 году будущий фотохудожник провалил экзамены на биофак. Поэтому устроился работать в Пермский ботанический сад. Фотографировал там кактусы и суккуленты. Правда, юношу быстро уволили: не сошелся с администрацией, как надо собирать кактусы. Но увлечение ботаникой осталась с Андреем навсегда. На выставке нет тех давних фотографий кактусов, зато есть снимки 80-х, сделанные уже после окончание фотокурсов в пермской службе быта, работы фотокорреспондентом в армейской газете, переезда в Москву.

И до переезда в столицу сделана серия фотографий, занявшая последний зал выставки. Это снимки из туберкулезного диспансера, где Андрей пролежал полгода. Мужчины в татуировках, растрепанные женщины, палаты и больничные койки. Мало было оказаться в столь необычным условиях, нежно ведь суметь такую жизнь талантливо снять. У Андрея это получилось.

- Я попал в туберкулезный диспансер случайно, не правильно поставили диагноз, - рассказывает автор. – На самом деле у меня была пневмония. Но не жалею, это уникальный материал, который невозможно было бы сфотографировать иначе.

Сейчас Андрей Безукладников собирается вернуться в фотоискусство. Для него главное снимать на пленочную черно-белую пленку.

- Такая пленка живая, в ней есть серебро, которое не выцветает и может храниться веками, - говорит автор.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру