Россия лишилась фотосимвола

Ушел из жизни Александр Слюсарев

Ушел из жизни Александр Слюсарев

Его вечнопушистые усы всегда были неотъемлемым атрибутом любой фотовыставки. Бывало приходишь на открытие, и даже если выставка не фонтан, все равно остается ощущение, что пришла не зря - хоть с Сан Санычем пообщалась. Удивительной души человек, прекрасный переводчик, фотограф от Бога. В 1958 году отец подарил юному Саше фотоаппарат «Юность», с тех пор Слюсарев испробовал много камер, но одно оставалось неизменно - камера всегда был с ним. В свои 66 Слюсарев, как всегда, активно снимал, вел блог в жж, где выкладывал фотографии каждый день. Последний пост от 22 апреля - снимок общего плана его выставки, которая открылась в МуАр им. Щусева в рамках Фотобиеннале-2010. А 23 апреля Сан Саныча не стало...

Так тяжело и больно писать о Слюсареве в прошедшем времени... Выставляться Слюсарев начал еще в 60-х годах. Но признание пришло к нему в 1979 году, после первой же персональной выставки на прибалтийском фотофестивале Дзинтердземе. Он вспоминал, что в одном из латвийских городов представился одним из основателей московской школы фотографии, а в следующем его встречали, как «отца русской фотографии». После этого он стал символом «московской» школы художественной фотографии. И, надеюсь, останется им навсегда. В фотографических кругах его называли просто - Сан Саныч, а подписывался он еще понятнее «ССС».

Главным героем для Слюсарева всегда оставался город. Улицы, люди, животные. Все это - часть городского пространства, которое Сан Саныч видел своим особым взглядом. Он мог сфотографировать остановку так, что можно смотреть на нее часами и размышлять. Хотя в реальности ты, может быть, каждый день ходил мимо, не замечая ее. Сейчас просматривала фотографии, выложенные в его жж, и нашла снимки, сделанные около метро «Улица 1905 года». Каждый день по дороге на работу и обратно, я смотрю на круглое здание, собак, десятками греющимися около входа в метро, и будто ничего не вижу. Голова в своем. Но на снимках Сан Саныча все те же бездомные собаки образуют какой-то бермудский треугольник. А банальная сцена - рабочие моют окна метро - превращает в неповторимую игру света и теней. Вообще тени, отражения и блики всегда были коньком Сан Саныча, неотъемлемой частью его творческого метода. «Плоский пейзаж» - так назвал Слюсарев один из своих снимков. Но это словосочетание стало названием целого пласта фотографий, где отсутствует диагональная перспектива.

Но Слюсарев не ограничивал себя только городским пространством, ему удавались портрет и натюрморт. Классический, давно избитый жанр натюрморта, наполнялся особым символическим смыслом. Разбросанные бутылки и пластиковые стаканчики - это наше отношение к собственной стране? Интерпретаций может быть много. Но равнодушным не останется никто. На одном из последних портретов, который сделал Сан Саныч, - фотограф Энтони Сво. На снимках Слюсарева политический репортер стоит на фоне стены из темного кирпича, хорошо освещено только лицо Энтони, и зритель может вглядеться в его прищуренные блестящие глаза. Они говорят даже больше, чем его фото последствий урагана Катрина, мексиканский эмигрантов и забастовок из-за кризиса...

Выставки Александра Слюсарева для Москвы - редкое явление. И, думается, все от того, что всем казалось, что он есть и никуда не денется. Глупое заблуждение. Правда, не так давно в рамкам Фотобиеннале-2010 открылась его выставка «Одна карта, два маршрута». Хочется надеяться, что галеристы не забудут имя мэтра и зритель еще не раз увидит фотографии Александра Слюсарева.

...Не верится, что Сан Саныча больше нет. Пусть земля ему будет пухом...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру