Алиса становится все чудеснее

Испанский театр поразил воображение Красноярска

Впереди у Красноярска в рамках фестиваля “Норильские сезоны в Красноярске” гастроли легендарного театра Фоменко и итальянского театра “Буратто”, но началось все с чудес… Точнее, с “Алисы в Стране чудес”. На основе знаменитой сказки испано-аргентинская театральная группа “Пуха!” придумала уникальное шоу под открытым небом “Страна Додо”. Шоу-полет, шоу-цирк, шоу-эквилибристика, шоу в небесах.
Испанский театр поразил воображение Красноярска

Почему “Страна Додо”? В сказке есть герой — Птица Додо. Во-вторых, Чарльз Лютвидж Доджсон (Льюис Кэрролл) немного заикался и при знакомстве говорил: “Здравствуйте, я мистер До-До-Доджсон!” Так появилась “Страна Додо”.


Перед представлением “МК” удалось проникнуть в тайный, священный обряд испанского театра. Спектакль “Страна Додо” действительно опасен, жизни актеров зависят от одного страховочного троса. Может, поэтому актеры, прежде чем проследовать на сцену, собираются в круг, прыгают на месте, смеются, поют и кричат загадочные слова вроде “чум-ча-чум-ча” (как выяснилось — просто набор звуков), а потом каждый с каждым должен крепко обняться и поцеловаться…


— Для меня суть истории “Алисы” — это в первую очередь путешествие Алисы за белым кроликом, — рассказала “МК” автор идеи спектакля Сара Серрано, — а это путешествие — это разрешение самому себе уйти. Нам нравится давать зрителям эту возможность уйти. Сделать все то, что ты хочешь. Я хочу петь, бежать, хочу быть счастливым, хочу летать — все можно…


И действительно: все — можно. Особенно в небе и под такую музыку… Музыкальное оформление спектакля — скорее рок. Но это тот рок, который хватает твое сердце и куда-то уносит — и ты вспоминаешь самого себя. Недаром вокалистка Паула Ногейра начинала как оперная певица.


…На сцене появляется Алиса. Кстати, сцена выстроена на набережной перед Красноярским музейным центром, зрители сидят на каменных ступеньках. Этот спектакль играется в полной темноте, однако в Испании летом темнеет раньше, чем в Сибири. Но и на фоне сумеречного, многоцветного неба полеты на 20—30—40 метров от земли выглядят не менее впечатляюще. Алиса появляется на сцене как уже в новом, не знакомом для себя мире. Оглядывает пространство, зрителей, здания… Никаких декораций — зачем? Декорации незнакомого мира для каждого свои.


Алиса подходит к светящемуся многоугольнику со множеством сторон. Это и есть дверца в ту кроличью нору. Разница в том, что в книге Кэрролла Алиса упала вниз… А в спектакле “Страна Додо” Алиса взлетела вверх. Полет — это суть спектакля. Полет, от которого хочется кричать и самому летать. Освещенная конструкция летит высоко над зрителями, в центре спит Алиса, а ее словно бы охраняют фигуры в белых костюмах, выделывающие в красноярском небе самые разные штуки. Вот они, как кукушка из часов, появляются и исчезают из своих отсеков в многоугольнике. А вот они уже стоят в нем вниз головой…


Из клубов дыма появляется Красная Королева; ее платье — это многометровая спираль, ее муфта — это алые фонари. А на сцене — уже вторая Алиса. Что это — встреча с собой? Или то самое раздвоение, которое описано Кэрроллом? Две девочки бегут вокруг Королевы, взлетая в беге, поднимаясь все выше, встречаясь в небе ногами, руками… Вот Алиса встречается с Бурей, которая управляет громом и молнией. А вот Алиса снова летит в небе, крутя ногами огромный белый шар вроде Луны, а белые существа, невиданные звери, на высоте десятого этажа складываются в живой калейдоскоп…


Всему приходит конец. Невиданные звери в белых капюшонах исчезают под землей. Алиса остается на сцене одна. Да, это был сон. Как в переводе Заходера, “сон, который, наверно, никогда не забудешь...”

Красноярск.