Реквием по архитектуре начался с "Винзавода"

В Москве продолжает работу выставка, посвященная архитектурным утратам последних лет

16.09.2013 в 16:47, просмотров: 2676

«Градостроительная контрреволюция» помогает вспомнить первоначальный облик снесенных или "приспособленных" и варварски реконструированных исторических зданий, а также узнать памятники культуры, которые находятся под угрозой, но имеют шансы на спасение. Организаторы "Архнадзор" и "Москва, которой нет" уверены – несмотря на то, что политика властей названа градостроительной революцией, ограничено строительство в центре, отменены инвестконтракты, многие факты говорят об обратном – разрушение города продолжается, и иначе как "контрреволюцией" происходящее с историческим центром столицы не назовешь. Однако найти место в современной Москве не только для старых зданий, но и собственно для выставки о них, оказалось весьма непросто...

Реквием по архитектуре начался с

Только за первую неделю осени нежелательная выставка "Градостроительная контрреволюция. Москва 2010-2013. Новые утраты" сменила четыре адреса. "События всегда развивались по одной схеме. Мы договаривались о помещении, потом следовали сообщения и анонсы об открытии выставки, потом в последний момент нам приходили сообщения, что выставку все-таки не могут принять", – говорят организаторы.

Афиша

"Мы готовили выставку к концу лета, – рассказывает координатор "Архнадзора" Рустам Рахматуллин, – но иногда за день, иногда за несколько часов до намеченного открытия собственники помещений ее отменяли. В результате дата открытия все больше сдвигалась ко дню выборов мэра столицы".

Все шло к тому, что выставка о новых архитектурных утратах Москвы не должна была открыться в преддверии выборов. Однако открытие экспозиции произошло 6 сентября. Восьмым по счету пристанищем нежелательной экспозиции стала галерея "Культурный Альянс" на Винзаводе. Но и здесь возникли сложности.

Дом Яковлевых

– До последнего момента Винзавод был свободным местом, – рассказывает основатель "Культурного Альянса" Марат Гельман. – 5 сентября Софья Троценко (прим. – Исполнительный директор Центра современного искусства "Винзавод") пыталась меня убедить, что выставку надо отменить. Утром следующего дня, в день открытия экспозиции, получили письмо, что с нами будет расторгнут договор, и в течение трех дней мы должны покинуть помещение. Через час после того, как я выложил письмо в Интернет, его отозвали.

– Как вы все это объясняете?

– Понятно, что на них давят, понятно, что это не собственная инициатива Троценко… Но я не понимаю, почему они, взрослые люди, с определенной репутацией, поддаются давлению чиновников? Извинений нам никто не принес, но письмо отозвали и будем считать инцидент исчерпан. Хотя сама ситуация очень неприятная – и моя галерея, и остальные, которые создают репутацию "Винзавода", должны задуматься, не произойдет ли подобное в будущем.

Хартия

Претензии центра современного искусства сводятся к тому, что, согласно договору аренды, галеристы должны заранее информировать "Винзавод" о своих планах. В случае с выставкой "Градостроительная контрреволюция" это было невозможно: 3 сентября экспозиция должна была открыться в Союзе московских архитекторов, а вечером 5 сентября планшеты пришлось демонтировать из столичного модного кафе: владельцы помещения отказались от выставки в последний момент.

Экспозицию, состоящую из 43 изображений, спешно переносили в ночь на 6 сентября в галерею "Культурный Альянс". Декорациями для "опасных" изображений стали и стены антерсольного этажа, где обычно сидят сотрудники галереи. Начинается выставка с узкой лестницы – здесь помещены изображения дома Волконских, дома архитектора Мельникова, здания Московской соборной мечети, литейного цеха им. Лихачева и др. Собравшаяся на открытии публика увидела в этом метафору положения архитектурного наследия.

"Есть факты, которые накопились за последние неполные три года, которые стали годами надежд и разочарований, – рассказывает один из организаторов Рустам Рахматуллин. – "Архнадзор" и "Москва, которой нет" проводили подобные выставки и в начале 2000-х, но с подобными сложностями мы столкнулись впервые. Безусловно, зданий, которые находятся в нашей "Красной книге" гораздо больше, чем здесь представлено. Мы отбирали те, которые нам особенно дороги, борьба за которые шла особенно тяжело. Здесь представлен дом Волконского, который стал символом утрат 2013 года".

Начало экспозиции

Представленные на выставке исторические здания делятся на те, которые уже разрушены, и те, которые можно спасти. Чтобы находящиеся под угрозой здания не перешли в разряд безвозвратно утраченных, градозащитники составили хартию охраны исторической Москвы: "За три года мы не добились обещания публикации историко-культурных экспертиз. Эти акты не публикуются ни на стадии обсуждения, ни после утверждения. Это одной из наших главный требований, оно содержится в хартии охраны наследия, которую мы до выборов предложили подписать всем кандидатам в мэры.

Как сообщили организаторы, все претенденты на пост градоначальника, хартию подписали, кроме победившего на выборах кандидата.

Помимо публикации и открытого обсуждения решений о судьбах памятников, в документе прописаны еще шесть пунктов, например – введение новой должности заместителя Мэра Москвы, который непосредственно отвечал бы за сохранение наследия и развитие исторической Москвы. Кроме того, предлагается учредить городской Совет по культурному наследию, куда на равных правах входили бы представители власти и компетентные, независимые эксперты. Хартии должна была стать своего рода регулятором поведения власти в отношении города.

Как рассказали "МК" организаторы, сейчас идут переговоры о новой площадке для выставки. Благо, после 8 сентября количество предложений по размещению еще недавно отовсюду "гонимых" фотографий значительно возросло. С 17 сентября текст хартии и всю экспозицию можно будет увидеть ежедневно с 11:00 до 20:00 в центре дизайна «Artplay».