Олимпиада: Спорт и искусство заодно

Российские деятели культуры завоевывают мир

07.02.2014 в 16:13, просмотров: 1282

Открытия Олимпийских игр, затаив дыхание, ждали не только любители спорта, но и любители искусства. Разумеется, спорт уже сам по себе искусство, Достаточно упомянуть танцы на льду или художественную гимнастику. А прыжки с трамплина, когда спортсмены парят в воздухе, словно большие птицы? Разве это не высокое искусство? Но в данном случае я имею в виду искусство как таковое.
 
 

Олимпиада: Спорт и искусство заодно
Татьяна Волосожар и Максим Траньков (Россия) выступают в короткой программе парного катания командных соревнований по фигурному катанию на XXII зимних Олимпийских играх в Сочи.

Фото: РИА Новости

Зимняя Олимпиада в Сочи – одновременно и уникальный смотр российского искусства. Увидеть за дирижерским пультом великого дирижера Валерия Гергиева, услышать великую певицу Анну Нетребко, насладиться танцами великих российских балерин, равносильно завоеванию золотой медали ценителя изящного искусства. А аудитория этих ценителей будет всемирной. И всем им достанется золото самой высокой пробы. Газета «Нью-Йорк таймс» пишет: «Это будет напоминанием о музыкальной революции, которая разыгрывается на виду у всех за последнюю четверть века, революции, в ходе которой российские музыканты, танцоры и оперные певцы завоевали мировые подмостки».

Возбуждение меломанов подогревает и то обстоятельство, что на Западе почти до самого конца никто не знал точно, кто появится на открытии Олимпиады 7 февраля, а кто — на закрытии, 23 февраля. Недавно этот вопрос был задан в интервью Анне Нетребко, на что она лукаво ответила: «Мне кажется, я не смогу ответить на ваш вопрос. Не могу. Это всё неожиданность. Вы сами увидите. Если вы увидите меня, значит, я в Сочи, если же нет — то я во Флориде».

В Соединенных Штатах попытка скрестить спорт с высоким искусством была сделана лишь несколько дней назад, когда на Суперкубке выступила знаменитая солистка Метрополитен опера Рене Флеминг. Но ее участие ограничилось формальностью. Она исполнила гимн Соединенных Штатов.

Сочинское скрещивание спорта и искусства абсолютно иное. Конечно, в Сочи выступят и рок-группы, и поп-звезды, но музыкальный Запад ждет не их. «Нью-Йорк таймс» пишет о «напоминании», но это будет, скорее, смотр. Время, прошедшее со дня распада Советского Союза, не прошло впустую для российской культуры. Российские артисты изменили лицо оперы и балета не только в самой России, но и во всем мире. Факты, как говорится, упрямая вещь. Согласно данным статистики, исполнения классической музыки — сайта Бахтак, в прошлом году самым занятым дирижером был Валерий Гергиев, а самым занятым хореографом — Алексей Ратманский. У последнего одновременно прошли три премьеры на трех континентах! Это не только олимпийский, но и мировой рекорд.

Так совпало, что в самый канун открытия Олимпиады в Сочи, в Нью-Йорке на сцене Метрополитен опера, которая за последние годы значительно расширила свой российский оперный репертуар, состоялась премьера новой постановки оперы Бородина «Князь Игорь». До этого «Князя Игоря» показывали лишь в незабываемом 1917 году.

Сейчас знаменитый тревожный клич «Русские идут» в основном применяют к гастролям российских артистов. Он остается тревожным потому, что никто не знает, куда они идут. Стандартная шутка по сему поводу гласит: «Ныне российские певцы и танцоры бегут не из Москвы и Санкт-Петербурга, а из одной западной столицы в другую». Та же Анна Нетребко три раза подряд открывала гала-сезон в Метрополитен опера. (Ещё одно олимпийское золото!) Нетребко, конечно, одна, но, поверьте моему каламбуру, не единственная. Во время сезона 1988-89 годов, то есть последнего сезона до падения Берлинской стены, только три певца из Советского Союза пели на сцене Метрополитен опера. В этом сезоне на сцене Мет поют 46 певцов из России и бывших республик СССР.

Сама Анна Нетребко дебютировала в Соединенных Штатах около двадцати лет назад в «Руслане и Людмиле» Глинки. Она была одной из первых ласточек того периода. За ней последовали другие. «Приезжаешь в Италию, идешь в Ла Скала, в Песаро, на фестиваль России, который священ для итальянских певцов и везде встречаешь российских артистов. Просто удивительно!» — говорит Нетребко.

Причиной тому не только политика, но и… лингвистика. Да-да, именно лингвистика. Все оперы в советское время пели по-русски в Советском Союзе, а русские оперы на Западе — на английском, французском, итальянском, немецком. Перекрещивание в языковом плане создавало огромные трудности для исполнителей. Когда В. Гергиев возглавил в 1988 году Мариинский театр в качестве главного режиссера, и тем более с 1996 года, когда он стал его худруком, он начал ставить оперы на их родном языке. «Князя Игоря» дирижировал в Мет Джиандриа Носеда. Он вспоминает, что был первым иностранным дирижером в Мариинке, когда Гергиев приступил к своим новациям. «До этого, — вспоминает Носеда, — они по-прежнему пели по-русски. «Любовный напиток» и «Травиату». Я поступил в Мариинку в самое подходящее время, когда оперы стали исполнять на их «родном языке». А это в свою очередь открыло широкие двери и русской опере. Сейчас все мы видим результаты такого развития. Музыка вплотную приблизилась к спорту по её восприятию».

Носеда несет дирижерскую эстафетную палочку Гергиева из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк, а из Нью-Йорка в Турин, где он работает музыкальным директором театра «Реджио Торино». В его театре солидный репертуар русских опер, в которых заняты русские певцы. Иногда Носеду с удивлением спрашивают, как относятся итальянцы к российским артистам, поющим в операх Верди? Признают ли их? «Признают? Не признают, а любят!» — отвечает дирижер.

В Метрополитен опера русский язык зазвучал впервые в 1872 году в опере Чайковского «Пиковая дама». До этого ее пели на… немецком языке. «Князя Игоря» тоже поют по-русски. И тоже впервые. Раньше его пели по-итальянски. По-итальянски пели в Мет и «Бориса Годунова». Исключение делали лишь для Шаляпина. Но он был вообще исключением. Русский язык пришелся по душе американским посетителям Мет. И вот посыпались русские премьеры: «Леди Макбет Мценского уезда», «Носа», «Войны и мира», «Игрока», «Мазепы».

Несмотря на политическую напряженность, создавшуюся вокруг Олимпийских игр в Сочи, на Западе и, в частности, в США, признают, что президент России Владимир Путин играет выдающуюся роль в качестве мецената российской культуры. Он благословил реконструкцию Большого театра и строительство Мариинского театра-2. Путина здесь называют ангелом-хранителем Гергиева и инициатором превращения Олимпийских игр в Сочи в кулисы демонстрации достижений российской культуры. В интервью политическому обозревателю телеканала CNN Фариду Закария, которое передавалось в прошлое воскресенье, Валерий Гергиев сказал: «Россия без культуры как страна не существует. Россия без культуры это просто огромное пространство земли. Культура превращает эту землю в страну, в страну, берущую самое высокое «си».

Так пожелаем же российским спортсменам и деятелям культуры взять самое высокое «си» на Зимних Олимпийских играх в Сочи!

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.