Юбилей Параджанова отпраздновали в Москве

«Выставка цвета граната» открылась на Солянке в честь 90-летия кинорежиссера и художника

В январе исполнилось 90 лет со дня рождения кинорежиссера Сергея Параджанова. Он сам называл себя армянином, родившимся в Грузии и отсидевшим в русской тюрьме за украинский национализм. Многие критики считали его творчество безыдейным, а сам он превратил свое кино кино в «песню без слов». Хотите насладиться мягким звуком дудука и “прочувствовать” запах кавказской кухни? Тогда вперед — в Галерею на Солянке.

«Выставка цвета граната» открылась на Солянке в честь 90-летия кинорежиссера и художника

Основу экспозиции составила коллекция из более 30 объектов, привезенных из Музея Параджанова в Ереване. Важное место на выставке отведено фильмам: в пространстве «Шоколад” представлены “Тени забытых предков”, « Цвет граната», “Легенду о Сумрамской крепости”, дебютную ленту «Андриеш» и др.

- Это наша четвертая выставка в столице, - говорит директор музея Параджанова в Ереване Завен Сарскисян. - Первая выставка была 20 лет назад. Мы привезли мало экспозиций, но это главные работы художника. Здесь и знаменитый слон из чемоданов, также мои фотографии, личные истории, рукописные материалы и документальные фильмы, прежде не покидавшие Армению шедевры украсили выставку.

Спускаясь в сапфировый зал под названием “Соль”, в глаза cразу бросается совершенно разные видеосюжеты. Поначалу возникает вопрос: что их объединяет и почему они на выставке Параджанова? Внучка Рамсула Гамзатова в свадебном платье, которая ходит по праздничному столу. Индийские девушки, танцующие на помойке. А чуть дальше кожаные шторы и комната 18 +. В ней обнаженные девушки брызгаются и размазывают по себе сочный гранат. Как объяснила «МК» куратор выставки Дарьян Хан, ей было «интересно проследить эксперименты с пленкой и художественный язык Параджанова в современном искусстве». Молодые художники, которые представили эти видеосюжеты наслаивали образы, совмещали планы, как и легендарный режиссер.

- Представленные работы существуют в общем сенсорном пространстве мифа, ритуала и хореографии, - рассказывает Дарья Хан, - где технические особенности кинопленки становятся важным изобразительным элементом. Параджанов уделял особое внимание кинопленке как материальному обьекту и эксперементировал с ней. Рядом с Параджановым на выставке появились не только имена Тарковского, Пазолини, Феллини или Гринуэя , но и не столь известные - Дерек Джармена, Таус Махасева, Алмугуль Менлибаевой, Алли Сайед и Тежал Шах.

В центре следующего зала стоит роскошно сервированный стол: c расписной скатертью, армянским коньяком «Арарат», в вазах — павлиньи перья, повсюду свисают гроздья винограда. Пространство галереи напоминает антикварную лавку, декорированную традиционными южными яствами и усыпанными буквально повсюду гаранатами. Среди всего этого слышится голос Софико Чиаурели, музы знаменитого режиссера. Звук доносится с динамиков, на котором идет известная лента «Цвет граната».

- Параджанов любил фотографироваться, - говорит Завен Сарскисян, - больше всего он любил смотреть через рамы старых икон в женском халате. Да, он был странным. Но самое главное, что его руки непрестанно работали и люди, которые приходили к нему вдохновлялись и работали вместе с ним.

А еще здесь можно услышать прямую речь маэстро – фрагмент одного из последних его интервью. Это аудио производит почти гипнотическое впечатление, хотя Сергея Параджанова принято называть легендой, его произведения знакомы широкой публике, однако многим — только понаслышке.

- Его фильмы непонятны, особенно соотечественникам –темпераментно заявил Завен Саркисян. - Там нет сюжета, это мозаика, отдельные эпизоды, в конце все сливается в образ страны средневековой Армении. Он мечтал, чтобы люди понимали его. Ведь как говорил художник: «Я гений, хоть непонятный , но и непонятый». Но все же, люди до сих пор не готовы к такому своеобразному кинематографу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру