Карнавальный вечер

Эльдар Рязанов: “Ну что, ребята? Разошлись по-хорошему?”

Вот уже несколько дней гостей московского Дома кино встречает Эльдар Рязанов. Чуть ли не каждый входящий застывает в изумлении: мэтр отечественной комедии с вежливым полупоклоном приглашает в зал! Конечно, это лишь фотография “в натуральную величину”, но иллюзия и впрямь впечатляет. Маэстро встречает зрителей “Московской премьеры” неспроста. В сущности, V фестиваль отечественного кино посвящен Эльдару Рязанову. Замечательному режиссеру в этом году исполнится 80 лет. К тому же он давний и безусловный фаворит российских зрителей.

На открытии фестиваля Эльдару Александровичу была вручена премия “За вклад в московское кино”. В кинотеатре “Художественный” идет ретроспектива “Рязанов и ученики”. Ну а в Доме кино 27 августа состоялся творческий вечер “Рязанов известный и неизвестный” — своего рода репетиция грядущего юбилея.

“Рязанов известный” — это прежде всего фильмы. Фрагментами из киношедевров сопровождался вечер, как оно и бывает на подобных мероприятиях. Началось все с эпизода из “Иронии судьбы”, в котором Женя Лукашин возвращается домой по вьюжным московским улицам, а за кадром звучат стихи “С любимыми не расставайтесь”. Собственно, эти стихи Александра Кочеткова, поэта до той поры малоизвестного, прославились благодаря новогоднему хиту Рязанова.

— Большую часть своей жизни неугодный советской власти Кочетков прожил в Грузии, — сказал со сцены Эльдар Александрович. — И я уверен, что где-то в грузинском городке, в какой-нибудь каморке хранятся рукописи этого замечательного поэта. Я счастлив, что благодаря “Иронии судьбы” познакомил с ним зрителей.

Слова эти были произнесены сразу после того, как зал стоя аплодировал вышедшему на сцену виновнику торжества. Так вот, “неизвестный Рязанов” — это страстный любитель и знаток поэзии, запросто цитирующий Ахматову, Бернса, Цветаеву, Гумилева. Признающийся, что сейчас в изголовье его постели лежит сборник Федерико Гарсиа Лорки. Человек, привозивший в советские времена из загранпоездок томики стихов недоступных тогда Мандельштама, Пастернака, Цветаевой.

Весь вечер Рязанов читал стихи: спокойно, по-домашнему, как бы в кругу близких друзей. Читал много и по памяти, а если какая-то строчка вдруг забывалась, из зала ее подсказывали. Такой вот получался диалог.

...Конечно, не обошлось без гостей. Они прибывали… в электричке. Сцена Дома кино была декорирована под садик в доме творчества “Болшево”.

— Был такой дом кинематографистов под Москвой, — пояснил Эльдар Александрович. — Кстати, именно там я когда-то со своими соавторами писал сценарии “Карнавальной ночи”, “Берегись автомобиля”, “Гаража”.

Болшевский дом недавно пытались реконструировать — в результате его нет. Все разрушено в нашем кинохозяйстве. Но, надеюсь, мы понемногу восстановим дорогие нашим сердцам руины.

Тут за сценой застучали колеса электрички, и “в Болшево” прибыл первый гость — кинокритик и писатель Дмитрий Быков. Как и подобает известному “пастернаковеду”, он подчеркнул, что для многих открытие Бориса Пастернака связано с фильмом “Ирония судьбы” (песня “Никого не будет в доме”) и порадовался тому, что в “Служебном романе” герои запросто перебрасывались пастернаковскими строчками. И Дмитрий прочел стихотворение Пастернака, чем доставил очевидное удовольствие хозяину вечера.

А пиршество поэзии продолжалось: известный питерский актер Леонид Мозговой продекламировал Блока. Светлана Немоляева исполнила свое коронное из “Служебного романа” — “О, мой застенчивый герой!”.

Светлана Владимировна сказала несколько слов для “МК”:

— Когда заканчивались съемки у Рязанова, всегда бывало грустно. Мне легко с ним работалось. Например, в “Гараже” сцена, где моя героиня сходит с ума, была сначала по-другому написана. Я считала, что наверняка провалю ее. Эльдар Александрович переписал эпизод. И когда он принес мне этот отрывок в гримуборную, я прочла и заплакала. А Рязанов, увидев это, закричал: “Снимать, снимать! Она все поняла. Она готова!” Вот это, я понимаю, актерский режиссер.

А на сцену уже вбежал Олег Басилашвили, запыхавшийся, в куртке и кепке — якобы только что с поезда. “Постой, — сказал Рязанов. — Питерские поезда в подмосковное Болшево не ходят”. — “А ты взрывы слышал?

— рискованно пошутил Басилашвили. — Дал машинисту на лапу, и он привез меня прямо сюда. Теперь два слова о виновнике торжества: Эльдар Александрович Рязанов!” Зал засмеялся, аплодируя, и актер продолжил:

“Теперь немного о себе: слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык… И все благодаря фильмам Рязанова”. После этого Басилашвили все же взял себя в руки и прочитал стихи: сначала курьезные — агитку времен финской войны, а потом — серьезные, поэта Евтушенко.

Как было сказано, вечер сопровождался фрагментами из фильмов, но тоже в тему — с песнями на стихи знаменитых поэтов, положенными на музыку замечательным композитором Андреем Петровым.

— Мы сняли с ним 15 картин, — сказал Эльдар Рязанов. — Это тридцать лет совместного творчества. И всегда называли друг друга по имени-отчеству. Лишь за три года до его смерти выпили брудершафт и перешли на “ты”.

Андрей Петров был фонтаном чудесных мелодий. А я без слуха и музыкальной памяти нахально делал ему замечания. И он послушно все выполнял.

В кинофрагменте из “Карнавальной ночи-2” есть благородство старости. Это там, где Рязанов поет со своей женой. И как он, уверяющий, что не имеет ни слуха, ни голоса, здесь музыкален! Под эту песню народ потянулся с цветами к жене и верной соратнице Рязанова, Эмме Валерьяновне, весь вечер скромно сидевшей в зале.

Именно ей Эльдар Александрович прочел в заключение: “Твое плечо, твоя поддержка, моя уверенность в тебе”.

А пафос снял по-рязановски: “Скажу фразу, которой кончаю съемки: “Ну, что, ребята? Разошлись по-хорошему, пока не начался мордобой!”

Продолжился творческий вечер на высоте 15-го этажа под прозрачным куполом делового центра “Усадьба”.

Эльдар Александрович с женой и гостями с восторгом осматривали ночную Москву, которую было видно как на ладони. Вечер очень быстро окрестили “Короновальной ночью”. Рязанову подарили головной убор — точную копию знаменитой шапки Мономаха, отделанной соболем. Подарок очень скоро перекочевал на голову супруги знаменитого режиссера. Пришелся по душе гостям и большой торт с изображением режиссера, и музыка в исполнении группы “Аттракцион Воронова”.

Талантливые ребята из Бурятии, ставшие этим летом лауреатами Первого межрегионального фестиваля «Герой нашего времени» на празднике «МК», подготовили для великого режиссера специальный музыкальный сет, состоящий исключительно из песен, звучавших в его кинофильмах. И гости с удовольствием отплясывали под уже классические «Пять минут» и другие кинохиты. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру