Германа наградили с третьей попытки (ФОТО)

Наш спецкор передает с кинофестиваля “Кинотавр”

19-й “Кинотавр” с первых дней взял высокий темп: звезд и журналистов столько, что в “Жемчужине” — традиционно принимающей гостей фестиваля — мгновенно закончились свободные номера. После суеты с заселением, длившейся не один час, VIP-публика еле успела привести себя в порядок, а уже — церемония открытия, на которой после всех торжественных слов показали конкурсную картину Александра Прошкина “Живи и помни”. В основе фильма — одноименная повесть Валентина Распутина о девушке, вынужденной скрывать от всех, даже от родных, своего мужа — дезертира, не дождавшегося Дня Победы и сбежавшего в родную деревню.

На “звездную дорожку” именитые гости чинно и благородно выстраивались в очередь. Не толкаясь и не ругаясь, кто вперед, ведь у организаторов была особая бумажка, в которой заранее прописали, кто и за кем следует.

Анна Михалкова пришла на открытие в зеленом платье и коричневых туфлях. Ее коллега Дарья Мороз нарядилась еще строже: серый брючный костюм с красными туфлями. С лиц обеих актрис не сходила улыбка. Именно их игру зрители после просмотра картины Прошкина отмечали в первую очередь. Но еще до показа поклонники что есть сил кричали: “Дарья Мороз! Дайте нам автограф!” Актриса не стала отвлекаться от общения с коллегами: с радостью приветствовала Алексея Макарова и Анастасию Макееву, с которыми летела на “Кинотавр” в одном самолете.

Тем не менее первым, кто удостоился по-настоящему серьезных аплодисментов, был питерский десант: режиссер Алексей Герман с женой, сценаристкой Светланой Кармалитой, и актриса Анастасия Мельникова. Потом народ дружно хлопал Федору Бондарчуку и его маме Ирине Скобцевой, Алексею Петренко, Марату Башарову, Сергею Соловьеву и Лидии Федосеевой-Шукшиной, Сергею Маковецкому с супругой. Золотым платьем с открытой спиной порадовала своих поклонников певица Алена Свиридова. Иосиф Кобзон, также вывезший на море жену, предпочел всем цветам белый — и для костюма, и для ботинок. Удивительно, но известный бунтарь и интеллектуал Сергей (Африка) Бугаев, который приехал представлять фильм Сергея Соловьева “2Асса2”, — единственный, кто пришел на открытие в смокинге. “Голос за кадром”, объявлявший гостей, судя по всему, так удивился, что произнес фамилию Бугаев с ударением на последний слог.

Председатель жюри основного конкурса режиссер Павел Чухрай привез в Сочи дочку, актрису и телеведущую Анастасию Чухрай, и внучку Аню Табакову. Еще одного члена жюри, актера Артема Ткаченко, в буквальном смысле атаковали фотографы, то и дело просили крепче обнять свою красавицу жену — актрису Равшану Куркову.

— Да мы и так на всех фотографиях в обнимку! — запротестовала Равшана.

— Тогда поцелуйтесь! — умоляли фотографы.

— Только если в щечку! — отрезала она.

Такое поведение звездной пары объяснялось исключительно желанием поиграть на публику, ни о каких разладах в семье речи не идет. Артем и Равшана всегда вместе и везде ходят, держась за руки.

— Как настроение? — спрашиваю Артема.

— Сейчас — прекрасное! А вот утром довелось пережить стресс. В ночь перед самолетом я почти не спал — встречал в аэропорту свою любимую маму. И так замотался, что перед вылетом забыл в “Домодедово” кофр со своим вечерним костюмом. Этим объясняется мой непарадный вид сегодня. (На Артеме были джинсы, белая рубашка с узором и дорогие очки в оправе из зеленой кожи. — Н.К.) К счастью, кофр нашелся и уже завтра приедет ко мне. Так что на закрытии буду выглядеть как положено!

— Ты первый раз в жюри большого фестиваля?

— Да, и с этим тоже связаны некоторые волнения. Помню, когда мне позвонили, я даже растерялся и попросил полчаса на раздумья. Но не прошло и пяти минут, как я перезвонил и сказал, что, конечно, согласен.

У режиссера Анны Меликян, возглавившей жюри “короткого метра”, настроение тоже было праздничным:

— Когда ты не в конкурсе, настроение всегда отличное! — сказала она “МК”. — Мне никогда раньше не приходилось судить на кинофестивалях. Тем более быть председателем жюри, хотя бы даже “короткого метра”. Так что я пока не знаю, что нужно делать: радоваться или волноваться. (Смеется.)

Первое время казалось, что не знает, что ей делать, и Олеся Железняк, которой организаторы доверили выступить на открытии. Настолько убедительно она играла роль “актрисы средней узнаваемости”. Олеся произнесла долгий и путаный монолог, по языку и стилю исполнения ну очень похожий на манеру Гришковца, смысл которого сводился к тому, что из нашего кино исчез герой.

— Ведь нет больше такого человека на экране, — запинающимся голосом, ломая руки почти как Рената Литвинова, говорила Олеся. — Одного… Которого бы все знали и любили. Чтобы я могла включить телевизор, показать его своим детям и сказать: “Это ваш папа!”

Центральным событием вечера, как и ожидалось, стало вручение Алексею Герману почетного приза “За выдающийся художественный вклад в развитие российского кинематографического искусства”. Алексей Петренко, который вышел вручать награду режиссеру, снявшему его в картине “Двадцать дней без войны”, процитировал классическую русскую литературу:

— Тургенев как-то написал: “Дон Кихот” — это лучшее, что можно сказать о человеке”. Прозорливо сказал. А теперь мы можем сказать, что Алексей Герман — это лучшее, что можно сказать о кинорежиссере.

Зал приветствовал Германа стоя, то и дело перебивая его речь бурными аплодисментами.

— Меня уже третий раз пытаются наградить этой премией, — несколько смущенно сказал Алексей Юрьевич. — Но я все время отказывался. Какой тут вклад в искусство? Снимает человек кино — и ладно. Но на третий раз у вас все-таки получилось.

…На банкете по случаю открытия фестиваля, организованном по традиции на пляже гостиницы “Жемчужина”, звезды и прочие гости чувствовали себя куда более расслабленно. Мужчины сняли галстуки, дамы поменяли пышные платья на вечерние наряды. Алена Свиридова и вовсе надела спортивный костюм бирюзового цвета, как для пробежки. Подогревали хорошее настроение спонсорские коктейли почти по рецепту агента 007 и бодрое выступление Петра Налича с оркестром.

В тот же вечер состоялась презентация фильма “Любовь-морковь-2” Максима Пежемского, известного как автор культовой ленты конца 90-х “Мама, не горюй!”. На сей раз телами друг с другом меняются дети и их родители. В ролях — все те же Кристина Орбакайте и Гоша Куценко, их детей сыграли Денис Парамонов и Алина Булынко. Они долго изучали привычки и манеры друг друга, чтобы стать похожими. Гоша вообще целый месяц таскал буквально везде за собой своего “сына” — и в театр, и в спортзал, и на тусовки.

По словам Куценко, он появился на “Кинотавре” прямо с большой абхазской свадьбы. Наверное, этим объяснялась его необузданная веселость.

— Конечно, нам очень не хватало режиссера первой части фильма — Александра Стриженова, — жаловался Гоша. — Но в принципе компания подобралась что надо. Во всяком случае, работалось очень весело.

На той же презентации Александр Стриженов, который сделал паузу в съемках, показал первые кадры из своего нового ужастика “Юленька” — о том, какие монстры порой рождаются в результате случайных связей. Марат Башаров, сыгравший в картине главную роль — человека, расплачивающегося за собственное легкомыслие, — на фестиваль приехал в роли образцового отца и с удовольствием катал всю вечеринку на шее свою трехлетнюю дочку Амели.

ЦИФРА ДНЯ

$3,5 млн. — во столько обошелся организаторам экономический форум. Об этом сообщил генеральный продюсер кинофестиваля Игорь Толстунов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру