Гринуэй похоронил мировое кино

Известный кинорежиссер рассказал “МК”, кто его роднит с Москвой.

Постановщик “Записок у изголовья”, “Книг Просперо”, “Тайн ночного дозора” и всех трех “Чемоданов Тульса Люпера” еще в прошлый свой приезд в Москву в 2005 году пообещал удивить поклонников зрелищем, которое, по его мнению, придет на смену кинематографу. Обещанного три года ждут. Именно столько времени прошло, прежде чем британский режиссер сдержал свое слово. Став участником презентационной программы Медиа-форума в рамках 30-го Московского международного кинофестиваля, Питер Гринуэй представил новый, оригинальный мультимедийный перформанс по мотивам своей трилогии про Тульса Люпера.

По сути, это первое настоящее мировое виджей-шоу. Причем, по словам его создателя, то, что предлагают зрителям музыкальные телеканалы, к настоящему виджеингу никакого отношения не имеет. Хотя именно телевидению мировой кинематограф обязан своей скоропостижной кончиной, уверен Гринуэй.

– Я уже говорил, что определил точную дату гибели традиционного кино – сентябрь 1983 года, когда был изобретен телевизионный пульт дистанционного управления, – поведал Питер “МК”. – И вот спустя четверть века после похорон кино я приехал в Москву, чтобы не просто констатировать, что кино мертво, но предложить то, ради чего мы не будем больше впустую тратить время на кинофестивалях. Они больше никому не нужны. Я хочу заняться чем-то более полезным.

“Более полезной” и стала аудиосветовая видеоинсталляция, с которой Гринуэй не первый год разъезжает по всему миру (он показывал ее, в частности, в церкви Санта-Мария делле Грацие и на Трафальгарской площади) – и наконец добрался до Москвы. В строгом черном костюме Питер напоминал не то католического пастора, вещающего неразумным очевидные вещи, не то дирижера, у которого вместо оркестра семь расположенных по периметру одного из столичных клубов-галерей огромных экранов, а вместо пюпитра супермонитор с пятью рядами, в каждом из которых – семь картинок. Изображение на каждой из них соответствует происходящему на семи экранах. И вместо дирижерской палочки, тыкая в монитор, маэстро Гринуэй создает мелькание видеоряда на фоне какофонии звуков под музыкальные темы от культового диджея Сержа Додвелла. Таким образом видеоряд и музыка складываются в единую историю. Все это немного напоминает диджейский микс на дискополе. Не зря же многие умудрялись под представленное перформанс-действо даже пританцовывать.

– Сегодня московская публика все равно оказалась в положении зрителей, вынужденных смотреть архаичное кино со своих мест, – посетовал “МК” через полтора часа инсталляции все же явно довольный результатом реформатор. – Моя мечта – увидеть мир, окруженный экранами, как атмосферой. Чтобы люди, вооруженные портативными дистанционными пультами, могли в любой момент воспользоваться мультмедиа: и когда гуляют, и когда моются в душе, и когда едят, и когда занимаются любовью. Дома, на работе, в поездке – везде. Для меня нет ничего удивительного в том, что подобная идея пришла в голову мне, представителю устаревающей профессии кинорежиссера. Ведь в первую очередь я художник и мыслю многомерно, концептуально. Кино было для меня отходом от основного рода деятельности. К тому же в кино для меня всегда было важно прежде всего изображение. Так что я просто вернулся к тому, с чего начинал. Знаете, например, в Голландии люди ходят в кинотеатры один раз в два года. Скоро будет так во всем мире. То, что происходит сейчас с кинематографом, я бы сравнил с гибелью динозавра. Если этому ящеру в понедельник выстрелить в голову, то до пятницы его хвост все еще будет болтаться. Теперь осталось лишь дождаться, когда наступит эта пятница.

Как выяснилось, показать свое изобретение в Москве для Гринуэя было особенно важно. Ведь он с большим уважением относится к русской культуре.

– Когда я бываю в Москве, меня всегда трогает тот факт, что именно здесь творил Сергей Эйзенштейн, – с восторгом признался он “МК”. – Этого режиссера я готов сравнить с самыми великими людьми – с Рембрандтом, с Бетховеном.

В Москве Питер Гринуэй кроме официальной пресс-конференции и собственного видеоперфоманса в ночном клубе посетил с деловым визитом новое здание Третьяковской галереи в ЦДХ. Здесь в марте-апреле следующего года планируется развернуть огромную выставку всех девяносто двух чемоданов Тульса Люпера из знаменитого кинопроекта Гринуэя. Не обойдется и без фирменных видеоинсталляций.

Вчера же в восемь утра скандальный режиссер улетел на самолете в Амстердам. В ближайших планах Гринуэя – представить свой новый театральный проект в Милане в конце недели. Кроме того, сейчас режиссер занимается одновременно десятью проектами, так или иначе имеющими отношение к кино.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру