Тарас Бульба — суперстар

“МК” попробовал раскрыть секрет режиссера Бортко

Переносить на экран хрестоматийную повесть Гоголя “Тарас Бульба” — чистое безумие. Не так уж много на свете книг, столь же часто и бездумно цитируемых: “Я тебя породил, я тебя и убью”, “Есть еще порох в пороховницах…”, “Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?”. Поэтому риск телеканала “Россия” и режиссера Владимира Бортко, все-таки взявшихся за эту экранизацию, как минимум заслуживает уважения. Как максимум — серьезных размышлений.

Вот прискакали к порогу родного хутора вчерашние бурсаки Остап и Андрий в обличии знакомых актеров Владимира Вдовиченкова и Игоря Петренко. Вышел им навстречу великий Богдан Ступка и произнес хрестоматийные слова: “А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!” Но звучат они с такой дивной непосредственностью, будто только что родились в сердце и свободно вылились на уста настоящего, живого Тараса Бульбы.
Да, в самом масштабном и ожидаемом проекте года хутор Тараса восстановлен с документальной точностью. Да, сшиты сотни костюмов, за достоверность которых можно не беспокоиться. И оружия, и всякой утвари к фильму изготовлено немало. На что костюмы, если главный, а точнее — заглавный, герой не удержит на своих плечах махину грандиозного проекта. Богдан Ступка удерживает, всей своей невероятной актерской природой оживляя самого пафосного из гоголевских героев. И это особое удовольствие — слушать, как катает он во рту, словно выдержанное вино, великий текст. Будто никаким другим он быть не может. Будто не было за сто семьдесят с лишним лет великого множества иллюстраций классической повести.
За плечами режиссера Владимира Бортко — экранизации “Собачьего сердца”, “Идиота”, “Мастера и Маргариты”. И заметьте нарастание проблемы. Если “Собачье сердце” к моменту появления фильма почти никто не читал, “Идиота” открыли в основном лишь после просмотра картины Бортко, то “Мастер и Маргарита” — во сто крат сложней. Поскольку роман Булгакова — “наше все”, и каждый имеет о нем свое ревнивое представление.
С “Тарасом Бульбой” задача была еще труднее — и в силу упомянутой хрестоматийности текста, и в силу его пафосности, и по многим другим причинам. Потому что повесть эта, как ни крути, героический эпос, а для большинства зрителей, особенно молодых, неприкрытая героика — что красная тряпка. Какие там запорожские казаки? Нынешние зрители над своими любимыми, суперсовременными, культовыми героями прикалываются. Так что создателям проекта пришлось приложить немало сил, чтобы классический текст ненавязчиво адаптировать, подтягивая к пониманию тех, кто воспитан на американских блокбастерах с их простым подходом к самым сложным вещам.
Да, Бортко позволяет себе некоторые вольности. Самая занятная из них, конечно же, ожившая картина Репина “Казаки пишут письмо турецкому султану”. В сюжет фильма она вживлена достаточно тонко. Разыграна как по нотам, точнее — по мизансцене, гениально выстроенной Репиным.
Надо сказать, картина “Тарас Бульба” дает почти эталонный образец привлечения “медийных лиц”. В толпе запорожцев их немало — Михаил Боярский, Владимир Ильин, светлой памяти Борис Хмельницкий и Александр Дедюшко. Узнаваемые влет, они тем не менее не создают эффекта ряженных в исторические костюмы звезд экрана, а еще раз подтверждают высокий актерский класс.
Над секретом хорошей экранизации ломают головы почти столько, сколько существует кино. Об этом написано немало умных книг. Однако каждый режиссер этот секрет открывает заново, воодушевляясь принципом верности не букве, но духу первоисточника. Так вот, если в кино далеко не последнее — хорошая сценарная основа, то уж на что лучше сценаристы, чем такие титаны, как Пушкин, Достоевский, Булгаков. Гоголь, наконец. Бери любую страницу — и вот тебе мизансцена, содержание кадра, внутрикадровый монтаж, словом, все, что только нужно режиссеру. Однако одно дело написать, а другое — все это снять, да так, чтобы и весь масштаб, и каждая подробность битвы были налицо.
Но есть проблема и посложней: соблюсти высокий стиль монологов так, чтобы это рождало в зрительском сердце ответный импульс и не вызвало веселый смех в зале. И здесь в помощь какому ни на есть, хоть самому гениальному сценаристу — в первую очередь актеры. Так, в жестокой сцене казни Остапа Бульбы все решают даже не леденящие душу подробности истязаний — сломанные руки и ноги, окровавленное, пронзенное железным крюком тело, а глаза Владимира Вдовиченкова и надорванный его голос: “Батько! Где ты? Слышишь ли?” И для того, чтобы прозвучал как в первый раз до боли знакомый, до дыр заученный монолог Тараса — “Хочется мне сказать, панове, что такое есть наше товарищество”, — нужна вся мощь и вместе высокая простота актерского таланта Богдана Ступки и вся искренняя, выстраданная его убежденность…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру