В израильской ленте герой по имени Муки возвращается на родину, чтобы похоронить мать. Название “Муки в огне” следует понимать так, что Муки сгорает в огне невозможности простить обиды отрочества и юности, когда он страдал от жестокости отчима и деспотизма матери, не позволившей ему жениться на любимой девушке, отчего вся его жизнь пошла под откос.
Кира Муратова еще раз подтвердила, что каждый ее фильм обречен стать событием. Ее “Мелодия для шарманки”, завораживающая и бесконечная, как тягучий шарманочный мотив, сделана с мастерством, присущим только этому режиссеру. Если взять святочную историю типа “шел по улице малютка, посинел и весь дрожал” и рассказать ее языком Муратовой, получится фильм “Мелодия для шарманки”. Осиротевшие после смерти матери девочка Алена (Лена Костюк) и ее младший брат Никита (Рома Бурлака) пустились в странствие в поисках отца. Их путь — на электричке, пешком через лес, с остановкой на огромном вокзале, в блужданиях по большому городу — сказочен и ужасен. Муратова сплавила литературный и сказочный миры с узнаваемыми, но чуть сдвинутыми в сторону абсурда реалиями современной жизни. Сестрица и братец со странными, безмерно утомленными и мудрыми лицами, доверчиво и грустно взирают на очумелый пир современной жизни. Их глазами увидена чуть сдвинутая в абсурд повседневность — с людьми, прикованными к мобильным телефонам, с бомжами и беспризорными, с нуворишами в лимузинах, алчными торгашами и богатыми клептоманами. Мир жадный, непрерывно ворующий, сыто равнодушный к двум сироткам под живописным рождественским снегом. Все это тщательно стилизовано под глянцевую рождественскую открытку, населено фирменными муратовскими типажами и осенено прелестным дуэтом Ренаты Литвиновой и Олега Табакова. Табаков сыграл святочного “доброго незнакомца”, чья миссия осчастливить сиротку, а Литвинова — “добрую фею”. Разумеется, они не осчастливили, а участь сироток оказалась печальной, как судьба девочки со спичками (сюжет Андерсена с горькой иронией обыгрывается в фильме).
Жаль, но сама Муратова на фестивале отсутствует по причине сильной простуды, так что фильм “Мелодия для шарманки” представляли члены съемочной группы во главе с Олегом Табаковым и Ренатой Литвиновой.
— Как драматург Александр Вампилов в 60-е годы диагностировал рак совести у советских людей, так в иной социально-экономической формации Кира Муратова предупреждает о душевной глухоте, — сказал “МК” Олег Табаков. — О людской разобщенности, которая мне представляется весьма опасной. Как быть тут с нашими детьми и внуками, твердо ответить не могу. Но лично я открою школу для особо одаренных детей. Под нее мы отдали бывшее помещение общаги, где в свое время подрастала моя студенческая “банда” — Женя Миронов, Володя Машков и другие. Таким образом, надеюсь, я добавлю свою каплю в борьбе с этим социальным заболеванием.
— Кира хотела снимать настоящих беспризорников, — продолжила Рената Литвинова. — Но у них были серьезные проблемы со здоровьем, вплоть до того, что их пришлось в памперсы одевать. Их отмыли, покормили, но эти двенадцатилетние дети оказались глубоко больными, так что их нельзя было эксплуатировать как артистов. А место их проживания в Одессе всем известно. Один деятель избирался в парламент, что ли, не знаю, и во время его кампании этих детей забрали, обогрели. А когда он избрался, вернули их обратно. На главные роли в картине выбрали мальчика и девочку, которых нашли после кастинга, на котором просмотрели более тысячи детей. Между прочим, я недавно видела вгиковские экзаменационные билеты по истории отечественного кино, и в них нет вопросов про Киру Муратову. Что же получается, нет такого режиссера? Странно…