Александр Михайлов: “Меньшов таскал меня по притонам!”

Фильм “Любовь и голуби” отметил 25-летие

В рамках 31-го ММКФ отметили 25-летие одной из самых известных советско-российских лирических мелодрам — “Любовь и голуби”. На встречу со зрителями и гостями фестиваля пришли режиссер Владимир Меньшов, оператор Юрий Невский и артисты Александр Михайлов и Нина Дорошина.

Картина, рассказывающая о любителе голубей Василии Кузякине, выбирающем между семьей и случайным курортным романом, получилась из одноименной пьесы.  

— У нас была замечательная зав. литературной частью — Галя Боголюбова, — рассказывает исполнительница главной женской роли, Нина Дорошина. — Она постоянно находилась в поиске нового достойного материала. Ради него и поехала в Сибирь, где нашла пьесу нашего коллеги, актера Омского драмтеатра Владимира Гуркина, — “Любовь и голуби”. Мы с восторгом прочитали ее и тут же начали репетировать, играть на сцене.  

На один из таких спектаклей, которые шли на подмостках “Современника” без малого 22 года, и пришел Владимир Меньшов с супругой — актрисой Верой Алентовой. К концу постановки режиссер уже твердо был уверен, что снимет по этому материалу фильм. Начались многочисленные пробы, на главную женскую роль просматривались сразу несколько актрис.

— Надо ли говорить, как я волновалась, пока меня наконец не утвердили? — продолжает актриса.

 — Но настоящий кошмар начался тогда, когда стали утверждать мужа для моей героини. Я была в ужасе от каждого из них, думала: “Это же надо с каждым сыграть любовь, смотреть на него как-то особенно”. И тут появляется Александр Михайлов. Красивый, высокий и на десять лет моложе меня. Меня это просто потрясло! Вы прекрасно знаете, как всегда хорошо видна разница в возрасте у мужчины и женщины, особенно на экране. Я ужаснулась: такой красавец, такой супермен — как я буду рядом с ним смотреться? На мое счастье, его так изуродовали, так обработали костюмеры и гримеры, что, когда он вышел для проб, совершенно со мной сравнялся. (Смеется.)

Есть что вспомнить и Александру Михайлову.

— Я тогда пришел на пробы примерно таким же цивильным, как сейчас, — говорит актер. — Пиджак, брюки, рубашка. Меньшов окинул меня критичным взглядом и повел по самым злачным местам, по притонам — смотреть на алкоголиков. Я думал, он меня проверяет таким образом. А потом оказалось, к тому моменту Володя меня уже мысленно утвердил и решил лишний раз удостовериться.

Съемки проходили в красивейших местах Карелии, в Медвежьегорске. Но снимать прекрасную натуру оператору Юрию Невскому постоянно мешали… дети актеров.

— На картине и правда было очень много детей, — вспоминает Юрий Анатольевич. — Чтобы пробиться к камере, мне постоянно нужно было их куда-нибудь оттолкнуть. Я даже Меньшову пожаловался на них, но режиссер ответил: “Пусть остаются, они наши первые зрители”. А дети те меня совсем не боялись, говорили: “Вы не можете ногу отодвинуть? И руку вот так убрать, а то нам не видно, как актеры играют…”

И все же самым первым зрителем был режиссер картины Владимир Меньшов. Как вспоминают актеры, он заливался смехом до слез после каждой репетиции, потом собирался с духом и просил сыграть ее еще раз. В этом году у Владимира Валентиновича целых три юбилея — 30 лет фильму “Москва слезам не верит”, 25 — картине “Любовь и голуби” и 70 — самому режиссеру.  

— Как-то мне в Мурманске одна женщина рассказала, что ее муж — командир подводной лодки. И она с ним уходит в автономное плавание на полгода, — поделился с “МК” Владимир Валентинович. — С собой они берут кассеты с фильмами, чтобы не скучать, и среди них обязательно “Любовь и голуби”. И смотрят его каждый день! Более того, когда они возвращаются на базу, собирают друзей, накрывают стол и… опять ставят наш фильм.  

Режиссер вспоминает, с каким трудом ему удавалось собрать на съемочной площадке в один день всех своих звезд: Нину Дорошину, Александра Михайлова, Сергея Юрского и Людмилу Гурченко.  

— На съемку одной из финальных сцен, когда у нас в кадре должны стоять все главные герои, у меня было минут 20, не больше, — с улыбкой вспоминает Меньшов. — Для этого нам пришлось актеров везти сначала самолетом до Петрозаводска, а потом на вертолете до съемочной площадки. Вот мы всех привезли, сняли, и актеры тут же начали разъезжаться. Юрский сел на поезд, кто-то на машину и так далее.  

Все актеры в один голос говорят о необычайно теплой компании, которая создалась на съемках. Поэтому и исполнять любые фантазии режиссера они соглашались легко. Например, Людмила Гурченко, которая говорила: “Я готова голодать неделю, но в холоде не выдержу и трех минут”, — два раза плавала в 14-градусной воде, пока Меньшов не сказал: “Стоп, снято!”

Сейчас трудно представить, но “Любовь и голуби” могли бы выйти на экран в совершенно неузнаваемом виде. Картину закончили как раз тогда, когда в стране началась антиалкогольная кампания. Меньшова отстранили от фильма, приказом по “Мосфильму” назначили другого режиссера, чтобы перемонтировать картину и убрать весь алкоголь с экрана. К счастью, вскоре кампания сошла на нет, и фильм выпустили в первозданном виде.  

— Картину выпустили без всякой рекламы, вторым экраном, не отправили ни на один из фестивалей… — жалеет Меньшов. — Но главная награда нас нашла — это любовь зрителей. Я больше вам скажу: как-то я сидел в компании очень успешных режиссеров, которые обычно комплименты друг другу не говорят. И вдруг один из них говорит: “Москву слезам не верит” я бы мог снять, я понимаю, как она сделана. Но как “Любовь и голуби” ты сделал, не понимаю…”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру