Татарская кровь

Альфия Чеботарева: «Рудольфу Нурееву везло на женщин»

09.10.2013 в 20:11, просмотров: 7607

Документальный фильм «Рудольф Нуреев. Мятежный демон» режиссера Татьяны Маловой уже показали на Московском международном кинофестивале и на Казанском фестивале мусульманского кино. Это только часть проекта, в рамках которого предполагается снять полнометражную игровую картину, а потом и сериал о жизни выдающегося танцовщика, в 1961 году покинувшего СССР и оставшегося во Франции во время гастролей Кировского (ныне Мариинского) театра.

Татарская кровь

«Фильмов о Нурееве снято много, — рассказывает продюсер проекта Альфия Чеботарева. — Те, что сделаны за рубежом, грешат копанием в личной жизни, скандальных историях. Мы располагаем эксклюзивным материалом, поскольку проехали по тем местам, где Рудольф Нуреев жил, — от Уфы до Парижа. Особенно нас интересовал период его детства и юности. Во Франции мы записали 13 интервью его друзей, партнерш, директора балета Парижской оперы, ее экс-президента. Нам предоставили эксклюзивные документы, контракт, подписанный Нуреевым при вступлении в должность директора балета в Гранд-опера, фотографии и кадры его похорон, которые нигде еще не показывались. Хотелось рассказать не скандальную историю, а откуда такой самородок явился, что его таким сделало. Вдохновляло и то, что он написал в своей автобиографии, как бурлила в нем татарская кровь, всегда готовая вскипеть. Постепенно мы с режиссером Татьяной Маловой стали понимать, откуда такой неуемный характер в этом человеке, почему он всего добился. Ему же многое пришлось преодолеть. Рудольф Нуреев начал заниматься балетом, когда другие уже заканчивали учебу. Сегодня его бы точно не взяли в балетную школу, потому что он был непропорционально сложен. Но свои минусы сумел обратить в плюсы. И благодаря своему характеру всего добился, несмотря на то, что отец был против увлечения сына, избивал его за это, не отпускал в Ленинград в хореографическое училище. Но Нурееву везло на женщин. Они его вели по жизни, начиная с Анны Удальцовой, которая еще в Уфе не только обучила его основам классического танца, но и помогла уехать в Вагановское хореографическое училище.

— Но вы ведь планируете еще и съемки игрового кино о Нурееве?

— Документальный фильм был приурочен к 75-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева и изначально задумывался как часть большого проекта, который предполагает создание полнометражного игрового фильма, а потом и сериала. Художественный фильм расскажет о детстве и юности Рудольфа Нуреева, становлении звезды и закончится моментом, когда он остается в Париже в 1961 году. Вся труппа тогда улетала на гастроли в Лондон, а ему велели возвращаться в Москву. И Нуреев понял, что будет невыездным. Он принимает решение попросить во Франции политического убежища. О том, что с ним творилось в тот момент, рассказывают герои нашего документального фильма. Это был не заранее продуманный шаг, а стечение обстоятельств. Если бы КГБ повел себя в тот момент иначе, Нуреев мог бы продолжать выступать на подмостках Кировского театра. Хотя его положение там сильно осложнилось из-за его свободолюбивого нрава. За границей он смело общался с французскими коллегами, нашел там друзей. Он всю жизнь был неуправляемым.

— А кто режиссер полнометражного фильма?

— Его имя мы пока не оглашаем, поскольку продолжаются переговоры. Это очень известный английский режиссер. А автором сценария игрового фильма и сериала стала киновед, продюсер и режиссер Евгения Тирдатова. Мало кто знает, но она — музыковед по первому образованию, заканчивала консерваторию, работала в хореографической студии. Она погружена в этот мир, знает оборотную сторону жизни и учебы будущих артистов балета.

— Самое трудное — поиски исполнителя главной роли.

— Мы показываем Нуреева в разном возрасте. В игровом фильме будет четыре исполнителя, когда наш герой — совсем ребенок, юноша, зрелый артист балета, пожилой и больной человек. С эпизода, когда немолодой Нуреев, всего достигший, миллионер, приезжает в Уфу проститься с умирающей матерью, с которой не имел возможности общаться долгие годы, всё и начинается. Он любил ее больше всех на свете. Она нутром чувствовала, что он — особенный, богом поцелованный человек, и отстаивала перед отцом его устремления. Отец Нуреева был военным комиссаром и устремлений сына не разделял. Удивительно, что в абсолютно далекой от искусства семье появился такой самородок. Вот что значит характер.

— Но сериал снимет наверняка не британская знаменитость?

— Над ним будут работать несколько режиссеров. Мы закончим полнометражный художественный фильм, который и составит где-то полторы серии будущего сериала. А дальше расскажем о дальнейшей жизни Рудольфа Нуреева. Заинтригуем зрителя. Он увидит полнометражный фильм и задумается над тем, что же будет с героем дальше.

— А вам не пришлось, подобно Кириллу Серебренникову с его проектом «Чайковский», наталкиваться на сопротивление со стороны чиновников? Вашему герою тоже можно вменить в вину нетрадиционную ориентацию.

— Кириллу Серебренникову деньги как раз и выделили после питчинга в Министерстве культуры. А он еще хотел отказаться от них. Нам важно было, чтобы государство нас поддержало, поскольку наши зарубежные партнеры — французы, англичане — ждали этого решения. Противодействие мы, конечно, ощущаем. Скажем, в Казани до сих пор не поставили памятник Нурееву, потому что не знают, что с этим героем делать. Духовенство готово было запретить наш фильм для показа на Фестивале мусульманского кино. Но это же светский фестиваль! Кроме того, в нашем фильме нет ни слова об этой стороне жизни Нуреева.

— И все же удивительно, что документальный фильм выходит в российский прокат.

— Да, но на его продвижение денег нет. Неизвестно, рассмотрит ли вопрос его поддержки в кинопрокате Министерство культуры. Будем собственными силами его продвигать. Проведем закрытые показы с участием звезд балета, известных людей, в частности Андриса Лиепы, который выступает от лица рассказчика в нашем документальном фильме и хорошо знал Рудольфа Нуреева. Хотим показать эту картину 14 октября на фестивале в Оренбурге. В общем, надо пошуметь.