Жаднейшим из искусств для нас является кино

Ренат Давлетьяров: “Избранные кинокомпании решают свои финансовые проблемы за счет государства!”

Ренат Давлетьяров: “Избранные кинокомпании решают свои финансовые проблемы за счет государства!”
Скандал среди кинематографистов, вызванный решением выделить значительные средства из бюджета восьми отдельным кинокомпаниям, проигнорировав остальных, накаляется с каждым днем. О последствиях, к которым может привести реформа кино, в эксклюзивном интервью “МК” рассказал президент Гильдии продюсеров России Ренат Давлетьяров.

— Буквально накануне ко мне подошел один продюсер, — говорит Давлетьяров, — совершенно молодой парень, и спросил: “Правда, что в пятницу произойдет мегараспил государственного бабла?” Я ответил: ну что ты, им совести не хватит. Ан нет, хватило. Не думаю, что государство всерьез решило кому-то помочь. Это все продукт деятельности группы товарищей, которые из-за того, что последние годы все их фильмы были катастрофически убыточными, влезли в огромные долги. И ничего, кроме как за счет государства покрывать рухнувшие бизнес-проекты, они теперь делать не в состоянии.  

— Вы можете назвать их имена?  

— Я не буду говорить. Все данные в открытом доступе. Зайдите в Интернет, посмотрите за несколько лет, у кого какие были затраты на бюджет и какие сборы. После я вам по секрету расскажу, кто из них и сколько потратил на рекламу, и все сразу станет ясно.  

— Но при чем здесь господдержка?  

— Это очередная наша попытка изобрести особый, русский велосипед. Ни в одной стране мира государство не финансирует какую-то отдельную студию. Всегда деньги выделяются под конкретный проект. Что, у этих восьми избранных есть по десять нереализованных шедевров? Нет, конечно. Иначе почему их не появлялось раньше? Но последние полгода одна исследовательская контора, разработавшая “объективные” критерии отбора лидеров рынка, усиленно перевирала статистику. Эта компания больше похожа не на социологов, а на карточных шулеров, выдумывая, как подогнать баллы под нужный результат. Честно говоря, такие шулеры в XIX веке от благородных людей получали подсвечником по ушам.  

— Система, при которой деньгами на кино ведал Минкульт, тоже вызывала немало нареканий.  

— Необходимо было установить более жесткую отчетность продюсеров  перед министерством. Обозначить условие, по которому человека, чей проект провалился, отстраняют на три года от участия в тендере. Нужны были небольшие штрихи, а не глобальные изменения. Это же очень похоже на рейдерский захват государственных денег. Я не говорю, что среди этих восьми компаний — сплошь лузеры и сбитые летчики. Там есть и достойные, думающие продюсеры. Но они — далеко не полный список.  

— Ваш прогноз?  

— Деньги будут истрачены, но гора родит мышь. Курирование некоторых чиновников спорта уже привело к Ванкуверу. Сейчас такое же может начаться с кино.  

— Как намерена реагировать на произошедшее Гильдия продюсеров России?  

— Скорее всего будем подавать бумаги в разные инстанции. Подлость наших оппонентов заключается еще и в том, что они заявляют: “Против нас выступают те, кого просто не допустили до кормушки”. При этом они прекрасно знают мою позицию. Это запротоколировано на совещании Министерства культуры ровно год назад. Я говорил, что ни при каких обстоятельствах моя компания не будет в этом участвовать. Но они все равно используют этот удобный для себя аргумент. Нашептывая власти какую-то чушь собачью, хотят тихо решить свои проблемы. Забывая о том, что у людей, кроме личных интересов, бывает гражданская позиция.  

— Вы на себя сейчас намекаете?  

— Да. Протест против того, что случилось, — это моя гражданская позиция. Я считаю: то, что произошло, — это подлость и мерзость.  

Они вычеркнули продюсерскую эффективность из перечня критериев. Если вернуться к совещанию с премьером, с которого все началось, то Путин заявил, что Минкульт неразумно тратит деньги на кино. И предложил найти тех, кто будет делать это более эффективно. Под этим флагом они так быстро и провернули реформу. Но при этом трусливо убрали эффективность из перечня критериев, потому что тогда бы вскрылась абсолютная бессмысленность выбора этих компаний.  

— Я слышал, что деятельность Минкульта в области кино проверит Счетная палата.

— Вместо того чтобы узнать, есть ли в законах возможность распределения бюджетных средств просто так, без конкурса и без тендера, они пойдут в Минкульт. Насколько я знаю, Министерство финансов до сих пор против этой реформы, потому что не считает ее законной. Есть еще и Антимонопольный комитет. Любопытно, что они на это ответят.  

— А что стало с письмом от Гильдии продюсеров России, которое вы хотели отправить Путину?  

— Я не думаю, что Путин его читал. Наверное, его зарегистрировали, но премьеру так и не показали. Теперь мы пишем письмо президенту. Я думаю, под ним подпишутся уже не только продюсеры, но и режиссеры и актеры, которые сейчас реально работают. Скорее всего оно будет открытым. В первый раз мы решили соблюсти корпоративную этику, подготовили обычное деловое письмо с просьбой обратить внимание на то, что происходит. Его не заметили. Ну хорошо, обратимся к гаранту Конституции.  

— Как теперь будет существовать Гильдия продюсеров России?

— Есть масса проблем, которые необходимо решать. Нужно понимать: государственная поддержка не халява, а компенсация. За то, что у нас разрушена кинопромышленность. За то, что вместо 15 000 залов в стране есть всего 2000. Мы терпим гигантские убытки на нелегальном скачивании фильмов в Интернете. От того, что кто-то распилит бюджетные деньги, хорошее кино не появится. Чудовищность ситуации в том, что пираты-то грабят всех, а вот компенсируют потери теперь только восьмерым. Почему? Я хочу предупредить: два-три года — это маленький срок. Он не за горами. А потом будет очень стыдно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру