Запонки и рисунки от БГ

Лидер группы «Аквариум» открыл свою выставку новыми песнями

Тесный зал забит до отказа. Музыканты отстраивают аппаратуру, стараясь не задеть яркие, насыщенные цветами картины на стенах кисти Бориса Гребенщикова. Кроме нескольких концертов в Москве, выпуска музыкальной антологии, нового альбома он подарил публике на свое 60-летие выставку «Внутренние свойства пейзажа» в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре. Прокомментировал свои фотографические и живописные эксперименты БГ, конечно же, музыкально.

Лидер группы «Аквариум» открыл свою выставку новыми песнями

Публика расселась, камеры наизготове. Наконец появляется БГ — в очках, бандане и черной жилетке до колен с восточными орнаментами.

— Словами не передать, как я рад вас всех здесь видеть! — приветствует юбиляр зрителей. — Сегодня мы хотим вас удивить — вы все знаете Гребенщикова как живописца, но в свободное время меня ребята научили петь песни. Очень хочется познакомить вас с этой гранью.

Среди слушателей хитов и новых песен (появившихся в Сети в день рождения лидера группы «Аквариум») оказались и его дочь Алиса с сыном, Евгений Маргулис, художники Герман Виноградов и Дмитрий Шагин. Кстати, именно предводитель митьков впервые показал широкой публике Гребенщикова-живописца: музыкант выставил свои художества на вернисаже андеграундной арт-группы в еще 1985-м. Но нынешняя выставка — самая масштабная из всех, на которые когда-либо решался Гребенщиков. И его песни — «Цветы Йошивары», «Навигатор», «Гарсон №2», «Сувлехим», «Толченый мел» — как-то по-особенному звучат на фоне экспонатов выставки.

Во «Внутренние свойства пейзажа» вошло несколько десятков картин, фотографий, зарисовок и даже целая юрта. Она — в отдельном закутке выставочного пространства: там можно посмотреть фильмы «Два капитана-2» Сергея Дебижева и «БГ. Лев Толстой» Виктора Тихомирова. На подходе же к живописному залу выставлены фотографии БГ: провинциальные беседки, столичные площади, мировые достопримечательности являются в фантастических кислотных цветах. Живопись, среди которой голосит Гребенщиков, не менее красочная, парадоксальная и ироничная, чем его музыка. У Гребенщикова можно найти перевернутое небо, алые облака над Афоном, пылающий красным и оранжевым Лондон, лубочных мужиков, ангелов и медведей и даже вождя мирового пролетариата. Ему, кстати, посвящена целая серия у Бориса Борисовича. То он с шашкой штурмует апартаменты государя императора, то находит в руинах исчезнувшей цивилизации статую «Девушки с веслом». А пел и играл Гребенщиков на фоне картины «Пленение И.В.Сталина ирландским народным героем Фер Диадом» (1989), изображающей озвученную в названии полотна сцену на фоне стен Кремля, ограждающих зеленые холмы от полей… Как раз в те годы музыка «Аквариума» находилась под запретом, хотя слава рок-группы стремительно росла. Может, за фантазиями БГ стоят конкретные события? «МК» задал этот вопрос Борису Гребенщикову после выступления в импровизированной гримерке. Но тот только пожал плечами:

— Лучше помоги застегнуть запонки, — лукаво улыбнулся музыкант и сунул мне в руки сразу несколько пар: рокерские с черепами, ножами и камушками. У БГ таких целая коллекция.

Музыка Гребенщикова все равно продолжила звучать среди его картин и снимков. «Симфония Ф», которую он специально написал к выставке, будет разносить буддийские мотивы, смешанные с родными русскими нотами, среди созвучных этой мелодии работ до 12 января.