Интересно, что большинство интернет-сообщества оказалось в итоге не на стороне телезвезды. Дело в том, что эпатажность и резкость Толстой в Сети в последние годы начинает становиться притчей во языцех — похоже, что даже мат порой может заменить ей художественную экспрессивность русского языка.
Между тем власть сейчас пытается использовать подобные прецеденты как повод для ограничения свободы Интернета, а люди этой свободой дорожат и готовы пресекать онлайн-провокации, от кого бы они не исходили.
Памятливые блогеры, вставшие в этой интернет-баталии на сторону питерского ректора, тут же припомнили писательнице высказывания в адрес «псковского жителя» Пушкина и «скучного» Пастернака, и «культ колдуна» Льва Толстого, который якобы был представителем «боковых» родственников ее собственной линии графов Толстых.
Всю эту историю можно было бы свести скорее к обычной интернет-склоке, если бы не важный этический вопрос: насколько в Интернете позволено хамство и провокации? Вне зависимости от происхождения, талантов и регалий.
В начале сетевой эры, на «заре» блогосферы, когда ведение онлайн-дневника было делом сугубо личным, к которому допускалось с десяток реальных друзей, его стиль и содержание были не столь принципиальны. Но сейчас? «Посетителей» иных сайтов и блогов — как читателей неплохой газеты — от нескольких сотен до десятков тысяч в день, а они уже, как говорится, на злословие не подписывались, даже если оно — из уст самой госпожи Толстой…
Думаю, что написать очередной «хамон» и нажать «энтер» — чрезвычайно просто, и ответственности вроде бы никакой. Но слово — не воробей, и это неутомимой писательнице Татьяне Толстой, как никому другому, должно быть хорошо известно!
Свобода — привилегия культурного человека. А людей нельзя считать быдлом — таков вывод массовой аудитории в итоге. И спорить с этим не хочется.
Николай ОРЛОВ.