Бензин ушел в эмиграцию

Москва может столкнуться с дефицитом топлива

Сегодня Минэнерго проведет совещание по ситуации на рынке ГСМ в ряде регионов. Поводом для этого послужили сообщения о дефиците бензина и солярки на Алтае, Брянской области, а также угрозе дефицита в Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине. Тем временем Федеральная антимонопольная служба уже возбудила дело в отношении алтайских подразделений “Роснефти” и “Газпромнефти” по признакам картельного сговора на рынке ГСМ.

Москва может столкнуться с дефицитом топлива

ФАС “возбудилась” из-за того, что на ряде АЗС Алтайского края отпускают только по 20 литров бензина на одну машину, да и то лишь владельцам дисконтных карт. На большинстве автозаправок топлива в выходные и понедельник не было вообще. Вчера, однако, госкомпания “Роснефть” заявила, что никаких ограничений по продаже топлива на Алтае нет, но сообщения о дефиците топлива в оптовом звене стали приходить и из других регионов.

“Оператор Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ) также прекратил отпуск бензина трейдерам. Дизельное топливо пока с ограничениями, но отпускается. Московские АЗС еще не перешли на “карточную” систему, но продолжение политики сдерживания цен вполне может привести к брянскому сценарию, где на многих заправках исчез бензин, а там, где остался, подорожал сразу на 20%”, — отмечает эксперт компании “Алгоритм. Топливный интегратор” Виктор Костюков.

Российский бензин утек за границу: по данным Минэнерго, в первом квартале 2011 года страна экспортировала на треть больше бензина, чем за тот же период в 2010-м: 1,8 млн. тонн против 1,2 млн. тонн. Так, по данным ИАЦ “Кортес”, эффективность экспорта бензина Аи-92 в Северо-Западную Европу составляет 30 440 руб. за тонну, а цена тонны на спотовом рынке России — лишь 26 933 руб. С дизельным топливом ситуация не лучше: МНПЗ может продать тонну зарубежному покупателю за 25 120 руб., в своем отечестве — за 23 367 рубля.

Некий дефицит топлива в столичном регионе есть, но до алтайского сценария в Москве дело все-таки не дойдет, уверен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Основные надежды он возлагает на Московский НПЗ, но и там сейчас машины ждут топлива по 15—17 часов. “Водителям бензовозов приходится менять друг друга в очередях”, — рассказывает он.

Дисбаланс между внутренними и экспортными ценами он связывает с административными мерами правительства. Так, 9 февраля этого года премьер потребовал от нефтяников снизить цены на дизельное топливо. На тот момент цены на него действительно были завышены, признает Аркуша, но с тех пор ситуация изменилась. “Снизить снизили, а как поднять теперь, никто не знает. Тогда никто не предполагал, что мировые цены на нефть так вырастут из-за ситуации в Северной Африке”, — говорит он.

По данным Росстата, за неделю с 11 по 17 апреля 2011 года потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 0,3%, а с начала года цены на бензин выросли на 2,3%. И это далеко не предел, уверен Виктор Костюков: доходность московских АЗС при нынешнем соотношении оптовых и розничных цен снизилась с традиционных 18—20% в бензиновом звене до 10—12%, по дизельному топливу — с 23—25% до 18%, что дает основание прогнозировать рост розничных цен в мае примерно на 30—50 копеек на литре топлива.

В мае рост цены нефти будет частично уравновешен ростом экспортной пошлины на нефтепродукты. Но в любом случае избежать внутреннего дефицита без мер по гармонизации российского и внешнего рынка невозможно. А “балансировка” повлечет за собой рост цен для рядовых потребителей. Тем временем пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин поручил руководителям всех соответствующих ведомств провести тщательный мониторинг ситуации, возникшей на рынке бензина.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру