Государство возвращает кредит доверия

ВТБ и государство спасают Банк Москвы

Россия — страна-загадка. Ситуация с Банком Москвы, грандиозные схемы экс-главы которого Андрея Бородина проморгали все государственные контролирующие структуры, включая ревизионные органы Центробанка, повергла законопослушных иностранцев в шок. В любой другой стране мира, которые мы относим к цивилизованным, случиться такого не могло по определению. И сейчас, чтобы спасти банк, из которого когда-то вымыли существенную часть активов и в котором до сих пор лежат деньги ни в чем не повинных россиян и иностранных инвесторов, государство расплачивается за собственные глупость и разгильдяйство.

ВТБ и государство спасают Банк Москвы

Крушение банка было запрограммировано довольно давно. Наверное, еще при его создании, когда бывшие власти Москвы, учредившие Банк Москвы, назначили на пост его главы не по годам предприимчивого 28-летнего Андрея Бородина. Назначили как-то по-родственному — все же мальчик был другом семьи Лужкова-Батуриной. Тогда еще банк принадлежал московскому правительству, которое владело в нем более 50% акций и, соответственно, имело над ним контроль. Первые слухи о скорой отставке Лужкова поползли еще в 2006 году — тогда был принят закон об отмене всенародного избрания губернаторов. К тому времени уже не мальчик, а талантливый делец Бородин, быстро поймавший ветер грядущих перемен и почуявший скорую смену власти, принялся перестраивать систему банка. В итоге контрольный пакет акций правительства города чудесным образом уплыл к различным акционерам и “распылился” среди них. Если говорить совсем уж доступно — крупнейший город страны был лишен собственного банка. Как же удалось увести из-под контроля громадного мегаполиса банк, в котором хранились все бюджетные деньги Москвы, пенсии москвичей, средства на социальные выплаты и т.д. и т.п.? Достоверно неизвестно, но легко предположить, что делалось это не без ведома тогдашнего руководства столицы.

Итак, у Москвы вместо 51% акций остается всего 46%. При этом сам Бородин вместе с другом и соратником не менее чудесным образом попадает в число акционеров банка и получает 20% акций. И тут возникает еще один вопрос, точно ответить на который тоже сложно. Откуда у менеджера, пусть и топ-менеджера, нашлись средства (ни много ни мало — 20 миллиардов долларов!) на приобретение акций головного банка столицы России?..

Однако на этом деятельность талантливого “финансиста” только начинается. Бородин начинает выдавать гигантские кредиты как российским компаниям, которые днем с огнем не сыщешь, так и офшорным компаниям на самых фривольных условиях, которые только можно себе представить. Пример: одна офшорная компания, имеющая на счету всего 160 долларов и существующая около 5 месяцев, получает кредит на... 30 миллионов долларов! Таких примеров — масса.

Станет ли какой-нибудь банкир в здравом уме и трезвой памяти выдавать огромный кредит бедной и непонятно чем занимающейся фирме “Рога и копыта”, которая, как и все прочие получатели кредитов, не ведет никакой хозяйственной деятельности, при этом заведомо зная, что она никогда не сможет его вернуть?.. Ответа может быть только два: либо он совсем уж простачок и идиот, либо он — лицо заинтересованное. Но зная таланты Бородина, в первое верится с огромным трудом.

Итак, возможно ли выдавать кредиты из своего же банка своим же компаниям, то есть, одной рукой выдавая их, загребая другой? Неужели это так просто сделать? С точки зрения закона — нет. Кредиты должны выдаваться только по решению кредитного комитета банка. Кому не страшен ни ежемесячный контроль Центробанка, ни международные аудиторские компании — да вообще никто? Вероятно, только тому, все проблемы которого можно решить путем звонков одних влиятельных лиц другим. В итоге все нарушения можно и не заметить.

За шесть лет Банк Москвы под руководством Бородина выдал кредиты в общей сложности около 300 компаний на 366 миллиардов рублей! Дело близилось к развязке. В конце лета 2010 года скорая отставка Лужкова уже ни у кого не вызывала сомнений. Банкир начал резко переформировывать все активы и кредитные линии на офшорные компании, а потом с этих кредитов сняли залоги. По уже сложившейся традиции снятие залогов с кредитов прошло со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями — без решения кредитного комитета банка, ревизионной коллегии и аудиторов. Небольшое пояснение: хотя бы формально при выдаче любого кредита должен быть залог. Вы получаете квартиру в ипотеку — и закладываете ее банку. Залоги в сделках Бородина — спору нет — всегда присутствовали. Какие — дело десятое. Смешные, если сравнивать их стоимость с размерами самих кредитов: офисы, активы... Всем банкирам известно – если залог выводится из-под кредита, кредит обесценивается. Взять ту же ипотечную квартиру – допустим, вы вывели ее из-под залога и сбежали за рубеж. Какой в этой ситуации смысл выплачивать кредит?..

Кстати, это были далеко не все сделки Бородина. Например, решением бывшего президента Банка Москвы Бородина, вопреки интересам самого же банка и условиям договора аренды, часть помещений, арендуемых банком, была передана в аренду другой компании, акционерный капитал которой принадлежит компаниям, подконтрольным Бородину. Но гениальность идеи заключается в том, что Банк Москвы продолжал выплачивать арендные платежи в прежнем размере.

…Осенью 2010 года, после смены власти в Москве, Сергей Собянин решает продать пакет акций городского правительства (те самые 46%) в Банке Москвы и вывести из него средства городского бюджета. Начинаются переговоры с ВТБ. К этому времени Бородин, видимо, уже готов к своему неминуемому уходу из банка, обеспечив его следующему руководству и новым акционерам головную боль в виде проблемных кредитов.

Но пока об этом в финансовой и банковской среде никто не догадывается. Банк Москвы по-прежнему считается лакомым куском — это признают ведущие рейтинговые агентства мира, которые относят его к пятерке ведущих по активам банкам страны, а агентства “Мудис” и “Фитч” даже признают, что у банка один из самых высоких рейтингов надежности. Интерес к сделке начинают проявлять многие. Альфа-Банк и Юникредитбанк демонстрируют готовность купить Банк Москвы. Начинаются даже споры — почему его продают по дешевке (всего за 103 миллиарда рублей) ВТБ? Никто не подозревает, что на торги выставлена пустышка — банк с безнадежными кредитами, руководство которого вокруг пальца обвело даже собственных аудиторов, которые все эти годы заверяли баланс банка по МСФО, заверяли без опровержений, без замечаний и говорили о высокой надежности и капитализации банка (среди аудиторов — компания “ВDО”, которая была замешана в скандале с неподтвержденными случаями коммерческого подкупа и мошенничества).

Обыватель, разумеется, спросит — как мог ВТБ купить Банк Москвы, не изучив его кредитный портфель досконально? Но, во-первых, все отчеты по финансовой деятельности банка были подделаны и выглядели безупречно. Во-вторых, на этапе покупки никому и в голову не могло прийти, что банк из пятерки лучших может быть замаран в каких-то грязных историях. В-третьих, за обладание им боролись крупнейшие банки страны. Заметим, что в этот момент разговор шел не о качестве активов, а о том, сколько стоит банк (дорого или еще дороже).

А уже после того как сделка по продаже акций правительства Москвы ВТБ состоялась, Бородин просто перестал пускать новых акционеров на порог своего офиса и даже пытался обвинить их в рейдерском захвате. Тогда еще Бородин сохранял пост президента банка. Вскоре Тверской суд столицы отстранил его от должности по факту мошенничества (речь идет о нашумевшем деле “Премьер-Эстейт”: еще во время кризиса были подписаны поправки в московский бюджет 2009 года, предусматривающие выделение почти 15 млрд. рублей на внесение вклада правительства Москвы в уставный капитал Банка Москвы. Предполагалось, что правительство Москвы, выкупая допэмиссию акций Банка Москвы, восстановит контрольный пакет акций банка, затем Банк Москвы выдал 12,76 млрд. рублей бюджетных денег в виде кредита компании “Премьер Эстейт”, которые были перечислены на счет Елены Батуриной, жены бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова). Тогда Бородин уезжает в Лондон. Там, видимо, утратив уже все представления о добре и зле, уже не являющийся никем Бородин издает приказ... о перемещении центрального офиса Банка Москвы в фешенебельный лондонский отель.

И вот тут-то новые акционеры и начинают вскрывать следы подрывной деятельности Бородина и с ужасом выясняют, что тот прокредитовал себя на 13 миллиардов долларов. Как и было задумано, 366 миллиардов рублей, отданных на кредиты, “повисли” на новых владельцах. При этом становится очевидным, что 150 миллиардов рублей утрачены безнадежно, а за 210 миллиардов “целковых” еще можно побороться (хотя и тут аналитики настроены пессимистично, заявляя, что реально вернуть не более 80 млрд.). Если говорить понятнее — к моменту покупки акций ВТБ Банк Москвы был лишен половины кредитного портфеля, а сумма розданных кредитов превышала его капитал. Фактически в одночасье банк, за которым стоят вкладчики, иностранные инвесторы, многочисленные предприятия, держатели социальных карт и пенсионеры, получающие здесь пенсии, стал кандидатом в банкроты. На возмещение всего, что им причитается, требовалась сумма в 450—500 миллиардов рублей.

Купленный гнилой банк — не ведро гнилой картошки, которую можно выбросить и забыть. Сделка, о которой идет речь, могла бы довести страну до очередного дефолта, не догадайся наше государство урегулировать ситуацию путем финансового вливания. Это была как раз та ситуация, когда правительство потратило деньги в интересах налогоплательщиков и социально незащищенных слоев населения. Ведь выбор был простым — либо спасти положение выделением санации, либо закрыть глаза и ждать, когда грохнется сначала Банк Москвы, вслед за чем начнутся неминуемые проблемы у второго по величине банка страны — ВТБ. Вкладчики потребовали бы свои деньги обратно, предприятия начали бы выводить из ВТБ свои активы, вследствие чего банк был бы вынужден повысить ставки заимствований. История уже доказывала нам, что проблемы у одного банка неизбежно вызывают проблемы у всех остальных по цепочке. Стоит только пустить слух, что скоро лопнет банк N, вкладчики побегут забирать средства из банков A, B, С и т. д. Известно, что именно ВТБ является своеобразным маркером стабильности для иностранных инвесторов. И если бы в нем подорожали кредиты, кредиты сразу же подорожали бы по всей стране, что стало бы ударом под дых для нашей еще не восстановившейся после кризиса экономики. Так что государство просто обязано было спасти Банк Москвы, чтобы не допустить кризиса всей банковской и экономической системы.

...Сегодня ситуацию с Банком Москвы мировые аналитики могут причислить даже к крупнейшим мировым мошенничествам. Бородин, создавший при попустительстве прежнего руководства города грандиозную схему ведения банковского бизнеса в одном из самых крупных мегаполисов мира; сумевший избежать неприятных вопросов со стороны контролирующих органов и благодаря дружбе с мэром получивший статус неприкосновенности; впаривший проблемный продукт новым акционерам, по-прежнему прохлаждается в Лондоне и требует там политического убежища.

За его темные делишки тем временем расплачивается государство. И поделом ему, государству, которое не видит, как воруют прямо у него под носом. Которое создает контролирующие органы, не действующие на неприкосновенных персон. Центробанку, которому неведомо, как там проводятся кредитные операции в других банках. И даже не за Бородина сейчас платит государство. Оно расплачивается за собственный пофигизм и близорукую столичную политику — ради ее интересов центр никогда не лез в дела Москвы. Конечно, надо следить за тем, что делается в твоем же огороде. И если всю капусту увели на твоих глазах, ничего не остается, как покупать семена и сеять все по-новому. Может быть, эта история хотя бы чему-нибудь научит нашу страну.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру