- Евгений, насколько такого рода публикации являются реальным доказательством нарушения как международного так и внутригосударственного законодательства?
- Само по себе наличие офшорных организаций во владении и распоряжении российских бизнесменов не является чем-то предосудительным либо тем более незаконным. Однако если данными компаниями владеют депутаты Государственной Думы либо должностные лица органов государственной власти (а так же члены их семей), то это прямо нарушает закон.
- Как Вы оцениваете обвинения в адрес российских граждан? Какие могут быть последствия «панамской утечки»?
- Для депутатов и чиновников подтверждение подобной информации должно закончиться отставкой. При этом, на мой взгляд, не так важно, произошло это из-за утечки информации в прессу либо в результате работы специальных служб по выявлению подобной информации. Если же говорить о ситуациях, когда офшорная собственность оформлена на совершеннолетних детей чиновников либо иных родственников (дальних), а так же о бизнесменах близких к власти, то здесь речь может идти лишь о моральной ответственности, ибо закон не запрещает им иметь офшоры.
Напомним, с 2013 года, российским государственным служащим запрещается участвовать в бизнес-операциях за границей, иметь счета за рубежом. Кроме того, по закону о деофшоризации, который вступил в силу в прошлом году, российские резиденты и компании в обязательном порядке должны информировать уполномоченные органы о своей доле в офшорах, если она превышает 10% от общего капитала офшорной компании. Более того депутатам Госдумы вообще запрещено заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью.
Между тем
Один из основателей панамской Mossack Fonseca Рамон Фонсека назвал «преступлением» «утечку» документов. «Это преступление, уголовное преступление. Конфиденциальность является фундаментальным правом человека, которое все больше и больше размывается в современном мире»,— заявил Фонсека. При этом он отметил, что у компании пока нет предположений, кто именно допустил «утечку». Ее он охарактеризовал как «ограниченный взлом».
Читайте материалы: "Песков ответил на расследование об офшорах: «У Путина много друзей»" и "Офшорный скандал как вызов российской власти".