Маркировка воды и молока напугала потребителей

За обязательные идентификационные знаки на товарах заплатим всем миром

В России проходит масштабный эксперимент по маркировке продукции с целью повышения контроля качества и защиты от фальсификата. С 1 октября дан старт очередному этапу — специальные отметины будут наносить на бутылки с минералкой и питьевой водой. Ранее идентификационные знаки получили табак, алкогольная продукция, меховые изделия. Следующие на очереди — молоко, одежда и обувь, духи... Структуры, отвечающие за реализацию проекта, утверждают, что нововведение увеличит собираемость налоговых и таможенных платежей, а также поставит заслон контрафакту. Однако массовому потребителю нововведение сулит добавить головной боли. Обязательное чипирование ведь стоит денег, а даже незначительные издержки производители, понятное дело, переложат на плечи покупателей. Для беднеющего шестой год подряд российского населения новая наценка может стать непосильной ношей.

За обязательные идентификационные знаки на товарах заплатим всем миром

Маркировка товаров вводится для того, чтобы сократить на рынке долю контрафакта: в любой момент надзорные органы по имеющимся меткам могут проверить, легально ли был ввезен товар, заплачены ли пошлины и акцизы. Также должны выявляться и подделки, которые не всегда можно опознать без длительных и дорогостоящих экспертиз. Специальный QR-код (товарный знак типа матричного штрихкода), нанесенный, например, на каждую бутылку c питьевой или минеральной водой, можно моментально отсканировать с помощью мобильного приложения и узнать, произведен напиток легально или нет. Вот только эффективность данной меры пока не известна.

Решение о создании системы маркировки было принято в 2017 году, и ее оператором был назначен Центр перспективных технологий (ЦПРТ). Тогда инициаторы нововведения утверждали, что одна такая маркировка будет стоить копейки. Между тем производители утверждают, что затраты на интеграцию системы достигают нескольких десятков миллиардов рублей. Издержки, естественно, покрываются за счет увеличения розничных цен. Так как уже сегодня подавляющее большинство семей (на фоне шестилетнего почти непрерывного падения реальных доходов) испытывают большие финансовые трудности с покупкой продуктов и других необходимых товаров, введение обязательной маркировки рискует обрушить потребительский спрос, а вместе с ним и всю российскую экономику.

Игра в бутылочку

С 1 октября 2019-го по 30 сентября 2020 года пройдет эксперимент с маркировкой бутылок с питьевой и минеральной водой. Специальную метку также станут наносить на тару с соками и другими безалкогольными напитками. Еще до официального старта эксперимента производители забили тревогу. По их словам, нововведение приведет к снижению темпов производства, подорожанию продукции и падению потребительского спроса. Россияне скорее откажутся от покупок бутилированной воды и других напитков, чем больше заплатят. Внедрение обязательной маркировки контрольно-идентификационными знаками (КИЗ) обойдется предпринимателям в кругленькую сумму, а отбивать затраты, разумеется, будут за счет увеличения розничных цен. Альтернативы власти не предоставили: в случае если производители не наладят производство в соответствии с новыми стандартами, им придется уйти с рынка. Таким образом, в первую очередь под удар от обязательной маркировки попадает мелкий бизнес, который и так на фоне длительной стагнации потребительского спроса в стране находится на грани выживания. Как подчеркивают производители, более 90% игроков на рынке безалкогольных напитков и соковой продукции приходится именно на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Безусловно, введение маркировки подразумевает дополнительные затраты производителей, а это неминуемо приведет к повышению цен. Аналитики считают, что в первую очередь вырастет стоимость импортной продукции, доля которой на российском рынке воды и соков, впрочем, невелика: по оценкам экспертов, 5–10%. «Цены на товары местного производства из-за маркировки сильно не вырастут, — считает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — Однако импортная продукция может подорожать на 15–20%».

Если же говорить о фальсификате, то данные о том, сколько его на нашем рынке, сильно разнятся. Летом спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко со ссылкой на экспертов заявила, что до 80% всей продающейся в стране минеральной воды является контрафактом. Действительно, есть компании, которые работают под чужим брендом и добывают воду из неизвестных источников (а то и из-под крана), а потом продают под известной маркой, уходя при этом от уплаты налогов. Согласно его данным, вода — это самый подделываемый товар с долей фальсификата от 25 до 30%, а в некоторых регионах этот показатель достигает 80%.

«Золотое» молоко

Маркировка молочной продукции — один из самых больных вопросов нашего потребительского рынка. Сейчас в России и так наблюдается дефицит качественного и доступного молока. Доля фальсификата на рынке, по разным оценкам, колеблется от 25% до 50% в зависимости от вида продукции. А маркировка может только усугубить ситуацию, убрав с рынка ряд добросовестных поставщиков, которые работают с низкой маржой.

Понятно, что производители бьют в набат. Крупнейшее западное молокоперерабатывающее предприятие, работающее в России, оценивает только свои расходы на интеграцию новой системы маркировки в 25 млрд рублей. Для сравнения: прибыль всей отрасли за прошлый год составила 35 млрд рублей. Естественно, затраты на чипирование приведут к росту цен и снижению доступности молочной продукции. Ассоциация молочных производителей «Союзмолоко» предупреждает, что себестоимость продукции повысится на 2,5–3%. Плюс еще в молочной сфере вводится система электронной сертификации «Меркурий», которая также приносит дополнительные издержки производителям. «В итоге розничные цены уже в этом году могут вырасти на 10–12%», — полагает Мильчакова.

Эксперты предупреждают: именно на молочной промышленности сильнее всего должно сказаться введение маркировки. В отличие от другие секторов, в данной индустрии трудится значительное число мелких и средних предпринимателей, которые не смогут позволить себе траты на спецоборудование, стоящее более 1 млн рублей, расходы на его обслуживание и непосредственную маркировку — около 50 копеек за марку.

«Ориентировочные суммарные расходы отрасли на маркировку могут превысить 20 млрд рублей в следующем году при текущем объеме производства, — отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. — Между тем потребление молока в нашей стране и так сокращается из-за его высокой стоимости: сказывается отсутствие конкуренции после введенного продуктового эмбарго. А тут еще власти дают лишний повод производителям увеличить цены из-за издержек на маркировку». Эксперты подчеркивают, что цены на «молочку» обязательно вырастут, и не только из-за маркировки: зимой предложение молока всегда сокращается, а его стоимость растет.

Дело — табак!

В России в настоящее время уже действует норма об обязательной маркировке табачной продукции. С 1 июля текущего года законодательно запрещено выпускать товар без идентификационного знака. Между тем с 1 октября в России стартовал новый эксперимент. Теперь метки должны появиться на сигарах и сигариллах, а также на курительном, трубочном, жевательном, нюхательном табаке и на табаке для кальянов. По данным на середину 2019 года, доля фальсифицированных табачных изделий на отечественном рынке составляет 10,3%. Эту оценку привел исполнительный вице-президент японской компании Japan Tobacco Муцуо Иваи. По его словам, из-за реализации контрафактной продукции бюджет России потерял 72 млрд рублей не поступивших налогов.

Табачный рынок уникален и не похож на другие по целому ряду причин. Наценка на сигареты в большинстве случаев довольно высокая, и производят их не маленькие частные компании, а крупные транснациональные корпорации. Это компании, которые обладают мощной финансовой «подушкой безопасности» и могут себе позволить внедрение маркировки, не сильно увеличивая конечную цену, считают эксперты. Действительно ли рынок «не заметит» нововведения, станет ясно уже в ближайшие недели.

Бесценные ароматы

В конце осени 2019 года должны быть объявлены результаты эксперимента по маркировке духов и туалетной воды. Однако, как утверждают сами парфюмеры, докладывать будет не о чем. Пилотный проект, который должен был начаться еще 1 июля, толком не стартовал «в связи с отсутствием программного обеспечения и требований для его реализации». Представители рынка выиграли время. Они продолжают настаивать на том, что их продукции не требуется обязательная маркировка, так как доля фальсификата в парфюмерном секторе не превышает 1%. По их словам, нововведение может привести к сокращению ассортимента.

Между тем, по данным Международного института маркетинговых и социальных исследований ГФК (GfK), с июля 2018 года по июнь 2019 года продажи косметики и парфюмерии упали по сравнению с аналогичным периодом годичной давности на 2,1%. На парфюмерию приходится 15% рынка. За год продажи товаров этой категории упали на 13%. Причиной тому стал непрекращающийся рост цен на продукцию.

Российский рынок парфюмерии зависим от импорта: порядка 80% продукции попадает в отечественные магазины из-за рубежа. Между тем нынешний эксперимент подразумевает маркировку всей парфюмерии еще до ввоза в страну. Из этого следует, что изготовителям придется создавать инфраструктуру для маркировки продукции на зарубежных заводах. Пойдут ли иностранные производители на это — большой вопрос. Россия для мировых корпораций данной отрасли вовсе не является важнейшим рынком сбыта — из-за ограниченных финансовых возможностей потребителей. «На нашу страну приходится 2,3% мирового рынка парфюмерии: немало, но и не настолько много, чтобы производители тут же согласились пересматривать производственные цепочки. Есть шанс потерять часть товаров на отечественном рынке», — предупреждает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк.

Рост цен на духи и туалетную воду, при условии внедрения обязательной маркировки, может составить от 10% до 20%, считают аналитики, причем люксовые, премиальные бренды подорожают меньше, чем более дешевые марки. Проблема в том, что в небольших городах фальсификата с введением обязательной маркировки и иных ограничений станет не меньше, а больше, так как дорогая продукция будет автоматически выталкивать небогатых покупателей на «серый» рынок.

Источник: Минпромторг

Подопытные потребители

Вводимая ныне, главным образом с подачи Минпромторга, маркировка всего и вся — это эксперимент. Только если, например, лекарства сначала испытывают на лабораторных мышах, то этот эксперимент ставят сразу на людях, причем с большим охватом. Эксперты, опрошенные «МК», предупреждают, что чем шире охват товаров в рамках этого эксперимента, тем больше и спектр рисков для потребителей. Начиная от возможного ухода с рынка малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые просто не потянут создание новой инфраструктуры на производстве, и вплоть до исчезновения с рынка импортной продукции из-за требований нанесения маркировки до ввоза в страну — то есть на зарубежных заводах. Переоснащение крупных международных предприятий ради скромного российского рынка может далеко не всем зарубежным бизнесменам показаться стоящим, а главное, выгодным занятием. И при этом нет никаких гарантий того, что с рынков, где зачастую контроль отсутствует почти полностью, не исчезнет контрафактная продукция. Цены же вырастут наверняка — ни у одного из экспертов на этот счет ни малейших сомнений нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28098 от 11 октября 2019

Заголовок в газете: Черная метка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру