Эксперты пояснили, что мешает приему использованной упаковки в магазинах: «Вопрос перезрел»

Правительство приказывает стеклотаре сдаваться

В ближайшие годы в российский обиход может вернуться практика сдачи стеклотары, давно ставшая достоянием истории. Причем если в советские времена пустые бутылки сдавали ради экономии производственных мощностей — без вторичного использования тары просто не хватало бы, то сейчас это планируют сделать, разумеется, из экологических соображений. Однако сбудется ли это — пока большой вопрос: кроме чиновников, у которых есть обязательная к исполнению «дорожная карта», и потребителей, которые были бы не прочь выручить за стеклотару немного денег, оборотная тара никому не нужна.  

Правительство приказывает стеклотаре сдаваться

Поручение, которое недавно дала профильная вице-премьер Виктория Абрамченко, относится сразу к четырем ведомствам: Минпромторгу, Минприроды, Роспотребнадзору и «Российскому экологическому оператору». Его суть в следующем: указанные ведомства должны организовать и провести эксперимент по приему использованной упаковки в магазинах. 

Сферы компетенции очевидны: Минпромторг разрабатывает алгоритмы и процедуры приема и оборота вторичной упаковки, Минприроды курирует ее переработку (подавляющее большинство современной тары все-таки одноразовая и не подлежит вторичному использованию, в отличие от бутылок и стеклянных банок), Роспотребнадзор формулирует, как вторичная тара вписывается в санитарные условия для торговых предприятий, а «Российский экологический оператор» будет, скорее всего, заниматься логистикой.

– Вопрос не только назрел, но и перезрел, - рассказал «МК» представитель одного из московских операторов по вывозу и переработке бытовых отходов. - Золотой принцип переработки отходов универсален по всему миру: чем больше сортируется, то есть чем меньше смешивается отходов разных фракций, тем больше процент перерабатываемого сырья. Особенно важно не смешивать перерабатываемую упаковку с пищевыми отходами — многие фракции, такие, как картон и бумага, ряд пластиков, в загрязненном пищевыми отходами виде непригодны для дальнейшей переработки.

По словам собеседника «МК», операторы ТБО тесно взаимодействуют с розничнми сетями там, где дело касается утилизации промышленной, оптовой упаковки продуктов питания и других товаров. Картон, пластик и иные фракции, поступающие из магазинов на утилизацию, как правило, достаточно чистые и дают почти стопроцентную перерабатываемость. Чего не скажешь о потребительской упаковке: принимать ее ритейлерам запрещают санитарные нормы.

– На данный момент это совершенно нереально, - отмечает представитель одной из крупных розничных сетей федерального масштаба. - Даже если разрешат по санитарным нормам, речь идет о номенклатуре из десятков видов упаковки. Это потребует держать при каждом магазине склад вторичной упаковки. Причем вряд ли все эти тетрапаки от сока и коробочки из-под йогурта будут поступать чисто вымытыми. А если они будут грязными, то неизбежны насекомые и крысы. У нас и так в каждом втором магазине в жилом доме — скандал с соседями, которым не нравится ночная разгрузка товара. А если здесь будет еще и склад вторсырья, они будут в бешенстве.

Что касается предприятий по переработке пластика и других форм вторсырья, они готовы принимать к переработке такие отходы — собственно, они их и принимают после сортировки на станциях ТБО. Но собственной развитой логистической сетью они не обладают. «Если начинать работать с розничными сетями, то они должны сами накапливать, сортировать тару и поставлять нам в готовом виде, – пояснил «МК» владелец компании по переработке вторичного пластика. – Построить такую инфраструктуру для нас неподъемно — учитывая конъюнктуру цен на нашу готовую продукцию, мы сейчас держимся на грани рентабельности».

Что касается стеклотары (с которой у старшего поколения и впрямь зачастую связаны ностальгические воспоминания — хотя бы о том, как родители давали детям «на прокормление» содержимое балкона, заваленного пустыми бутылками, и в результате в кармане детей оказывались вполне приличные деньги), то основных проблем здесь оказывается две. Санитарные нормы — лишь одна из них. Вторая — то, что производители напитков пока не готовы переходить на унифицированный формат бутылки. Уникальная форма — это защита от подделок и дополнительная реклама, как отказаться от этого?

- Если использование вторичной тары будет обязательным и санитарные нормы будут это позволять, мы, конечно, сможем организовать такой процесс на нашем производстве, - рассказал «МК» владелец винодельческого предприятия в Краснодарском крае. - Но, скажу честно, нам это не слишком интересно. Работать с первичной тарой гораздо проще и надежнее.

Иными словами, процесс оборота тары (однако, какое советское выражение — и по сути, и по форме!) технически вполне осуществим — есть и технологии, и понимание, как его организовать. Нет единственного — заинтересованности бизнеса. И создать ее, кажется, государство может либо кнутом — обязав магазины и производителей принимать вторичную тару, либо пряником — субсидируя эту отрасль. Какой путь будет выбран — покажет грядущий эксперимент, начало которого назначено на январь 2021 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру