Европейские производители и банкиры теперь не могут сотрудничать с компаниями нашей страны, производящими продукцию двойного назначения. Запрещена продажа российским авиакомпаниям самолетов европейского производства, оборудования и запчастей к ним, автопроизводители отказались поставлять машины в РФ. Запрещено поставлять в Россию полупроводники, микроэлектронику, сенсоры, лазеры, оборудование для производства микросхем и другие товары, которые могут применяться в оборонной промышленности, поставлять товары и оборудование, которое применяется при нефтепереработке. Под рестрикции попали операции с российским суверенным долгом и проект «Северный поток-2». О заморозке активов Банка России и о запрете российским предпринимателям использовать свои активы на рынках сообщества приняли решение Евросоюз, США, Канада и Великобритания.
Все страны Евросоюза выступают за отключение российских банков от системы международных денежных переводов SWIFT — своего рода «мозга» всей мировой банковской системы, а также о запрете на экспорт нефти, газа и металлов. Эти два ограничения связаны между собой, поскольку Европа активно покупает у России сырье и расплачивается валютой через международную платежную систему. Контролировать выполнение санкций против России будет специальная международная группа.
Итак, если говорить о политико-экономической сути нынешних процессов, то Россия оказывается во все большей международной изоляции, ее фактически выдавливают из международной глобальной системы, контролируемой западными финансовыми институтами, усиливая игру на нервах для российских граждан.
Введение жестких санкций для отечественной экономики в целом — это угроза нарастания научно-технологического отставания, риски выхода из строя важнейших технологических систем, остановка сотен предприятий. Жесткие международные санкции для населения — это сужение доступного ассортимента товаров и услуг, обвал рубля, рост цен, новый виток инфляции, обесценение накоплений, рост безработицы и дальнейшее обнищание людей.
На фоне сложной геополитической обстановки курс рубля обвалился до рекордно низких значений, индексы Московской биржи на открытии торгов упали на 45–49%, фондовый рынок пережил крупнейший обвал в истории. Банк России поднял ключевую ставку сразу до 20% — абсолютный рекорд. Но если учесть, что это уже девятое начиная с 2021 года повышение ключевой ставки, то такая мера — без развития реального сектора экономики — малоэффективна, сравнима с затыканием прорыва водяной трубы ватой.
В условиях глобальных санкций против России Правительство РФ объявило о дополнительных мерах поддержки экономики, стабилизации финансово-экономической ситуации — новый антикризисный план. Речь идет о налоговых льготах для компаний, занимающихся научными и технологическими разработками, грантах аграриям и масштабной амнистии капиталов. Это, в принципе, верные шаги, и третий антикризисный план премьера Мишустина верен для мирного времени, но слабо повлияет на сложившееся в стране чрезвычайное положение.
В условиях современных глобальных вызовов перед страной встает важнейшая задача — укрепление национальной безопасности и всех ее составляющих — в идеологической, внешнеполитической, оборонной и особенно в экономической сферах. Другими словами, в новых условиях необходимо найти особые пути увеличения национальной безопасности единого народно-хозяйственного комплекса. И такие пути мировая практика выработала. Это прежде всего мобилизационная модель развития.
Вспомним позитивный опыт противостояния молодого Советского государства жесточайшей западной финансовой блокаде. Именно мобилизационная модель, проведенная ударными темпами, позволила обеспечить ускоренную и успешную индустриализацию и модернизацию молодого Советского государства. Победа советского народа в Великой Отечественной войне очень четко подвела итоги предшествующего 10-летнего периода реализации мобилизационной модели экономики.
Характерными в плане использования мобилизационной экономики являются также опыт США для выхода из Великой депрессии 30-х годов, опыт Советского Союза, Германии и других стран для восстановления экономики после отечественной войны 1941–1945 годов, Китая при развертывании стратегии построения социализма с местной спецификой.
В нынешних сложных для России условиях начать процесс построения новой модели социально-экономического и политического развития — формирования мобилизационной экономики — придется весьма жестко. Прежде всего необходимо более активно развернуть экономическую политику от сырьевой ее направленности в сторону восстановления отечественного производства, ускоренного роста производительности общественного труда на основе стимулирования научно-технического прогресса, концентрации материальных, финансовых и кадровых ресурсов на ключевых направлениях национальной экономики, активной поддержки этого направления институционально и идеологически, формирования кадровой составляющей.
В рамках мобилизационной экономики предлагается срочная разработка комплексной программы антисанкционных мер, формирование не столько процесса восстановления, сколько ускоренного развития народнохозяйственной базы замкнутого цикла на основе высокого уровня импортозамещения, которое минимизирует негативное внешнеэкономическое воздействие на внутренние рынки.
Необходимо, наконец, понять, что при дальнейшем продолжении реализации ущербной монетаристской модели экономического «роста» Россия будет отставать от развитых стран еще более быстрыми темпами. А слабых, как известно, бьют.
Первоочередные качественные составляющие мобилизационной экономики включают в себя:
— повышение роли государства в экономической политике при оптимальном сохранении рыночных механизмов;
— создание национальной независимой финансовой системы с учетом перекрытия каналов вывоза капиталов из страны;
— возрождение отечественной науки и на этой основе — формирование инновационной экономики нового типа;
— развитие отечественного производства на новой научно-технической и технологической основе, концентрацию материальных и финансовых ресурсов на приоритетных отраслях отечественной экономики, увеличение доли государственных предприятий, особенно в сфере производства средств производства;
— восстановление системы планирования, причем не только краткосрочного (пятилетнего), но и, самое главное, — среднесрочного и долгосрочного с помощью современных автоматизированных систем управления, основанных на цифровых технологиях;
— формирование бюджета развития, значительное увеличение нормы накопления, объема инвестиций в наращивание основного капитала;
— обеспечения максимальной защиты от внешних факторов, реальной деофшоризации экономики;
— усиление диверсификации экспортных рынков путем продвижения российских товаров и услуг на рынки Латинской Америки, стран Африки и Ближнего Востока;
— восстановление системы воспроизводства кадрового резерва;
— создание системы государственного контроля как важнейшего условия укрепления исполнительской дисциплины на всех уровнях.
Мобилизационная экономика первым шагом предполагает радикальную смену значительной части правящего сословия — «эффективных менеджеров», кадровую революцию — реальную борьбу и ликвидацию коррупции, воровства государственных средств, взяточничества как институтов воспроизводства олигархата.
Самое сложное в кадровой проблеме — то, что специалистов-профессионалов, которые понимают, какая может быть альтернативная модель нынешнему социально-экономическому курсу, к сожалению, осталось очень мало. Их надо собирать по крупицам. И это сегодня главная задача первых лиц страны, если они действительно хотят добиться снижения негативного эффекта от санкционных вызовов.
Наши зарубежные стратегические конкуренты весьма умело вносят раскол между высшим политическим руководством России и крупным олигархатом, посредством санкций сталкивая их между собой. Наступление на Кремль началось прежде всего по линии конфискации за рубежом наворованного российской элитой, которая вывезла за пределы страны 4–5,5 трлн долларов. Расчет здесь на то, что это ведет к недовольству политическим руководством страны, с одной стороны, и к расколу «элиты» — с другой.
Неудивительно, что многие должностные лица «вертикали власти» и их семьи ищут «запасной аэродром» — вид на жительство или гражданство в странах, которые, как ни парадоксально, по их же заявлениям являются врагами России. Только этим можно объяснить предательство «элит», когда 82 депутата Госдумы РФ 15 февраля 2022 года воздержались от голосования за признание ДНР/ЛНР, а следовательно, и не попали под санкции ЕС.
Таким образом, именно мобилизационная модель, как свидетельствует мировой опыт, позволит не только резко сократить санкционное давление на экономику, но и обеспечит необходимую экономическую безопасность страны.