Исследовательская группа «Ромир» изучила потребительские стратегии россиян, сложившиеся за месяц западных санкций. На основе опросов социологи разделили их на пять групп: «аскеты», «инвесторы», «стратеги», «паникеры», «рационалисты». Об этом сообщает РБК со ссылкой на материалы исследования, представленные 7 апреля в Росстате на конференции «М-холдинга» (в него входит «Ромир»).
По состоянию на 3 апреля пять указанных стратегий потребительского поведения использовали практически одинаковое количество россиян: доля «стратегов» чуть превалировала (23%), по остальным категориями распределились 17–21% граждан.
У «Стратегов» возросли траты на многие категории товаров, не относящихся к товарам первой необходимости и базовым продуктам питания. Они увеличили расходы на алкоголь, БАДы и витамины, смартфоны, бытовую технику, ювелирные изделия, салоны красоты, авторемонт, отдых и развлечения. «Стратегическим» их характер потребления в «Ромире» посчитали потому, что они покупали товары, способные в дальнейшем подорожать.
Противостоят им «аскеты» (21% опрошенных). Они экономят на всем, кроме еды. В этой категории больше чем в других отмечена доля людей возраста 18–24 лет.
«Инвесторы» (их 17%) увеличили расходы на ремонт автомобиля и страхование. «Паникеры» закупили впрок товары первой необходимости (18%): среди них самая высокая доля людей со средним заработком. Они же увеличили траты на кофе, сладости, деликатесы, косметику, средства личной гигиены и корма для животных. Наконец, «рационалисты» (21%) — люди, не увеличившие траты ни по одной из категорий.