Названы выгоды от новых принципов торговли между Россией и Турцией

Главная причина введения расчета в нацвалютах – уход от «токсичных» долларов

Москва и Анкара полностью перейдут на торговлю в национальных валютах, исключив из оборота доллары и евро. Как пишет газета Milliyet, процесс начнется с расчетов за оплату российского природного газа, который будет частично осуществляться в рублях. Какой из двух сторон это более выгодно?

Главная причина введения расчета в нацвалютах – уход от «токсичных» долларов

«Ожидается, что торговля в местных валютах обеспечит защиту валютных резервов Турции», - эта фраза из опубликованной в Milliyet статье проясняет многое. Как заметил в беседе с «МК» ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников, по итогам июля годовая инфляция в Турции превысила 80%. В условиях такого ценового давления у страны возникает масса проблем с обслуживанием и своих внешних долговых обязательств, и расчетов в традиционных резервных валютах (долларах и евро). Переход на торговлю с РФ в рублях и турецких лирах позволяет это давление ослабить, причем здесь и сейчас.

Так что мотивы турецкой стороны в целом понятны. Насколько стратегический, долгосрочный характер они обретут в итоге, покажет время. Ясно также, рассуждает Масленников, что центробанкам обеих стран будет чем заняться: надо создавать новую платежно-расчетную инфраструктуру, по-другому строить корреспондентские отношения между теми банками Турции и РФ, которые обслуживают внешнеторговый оборот.

В 2021 году объем двусторонней торговли составил $33 млрд, увеличившись по сравнению с показателем 2020-го на 58,4%. Россия поставила в Турцию товаров на $26,5 млрд, а закупила там на $6,5 млрд. Таким образом, положительное сальдо торгового баланса достигло $20 млрд: такой перекос в пользу РФ, как заявил президент Эрдоган, во многом обеспечивается поставками энергоносителей. Действительно, львиную долю (51,5%) в структуре российского экспорта в Турцию занимают нефть и газ, далее идут металлы и изделия из них (23,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (16,5%). Аутсайдеры - продукция химической промышленности (5,3%), драгоценные металлы и камни (1,2%), машины и оборудование (1,1%). Зато в структуре импорта из Турции машины и оборудование на первом месте, с долей в 32,3%. Далее идут продукты и сельхозсырье (28,4%), одежда и обувь (15,3%), продукция химической промышленности (11,4%), металлы (7%).

«Для России переход на торговлю с Турцией в нацвалютах означает расширение операций с рублем. Это снижает риски в работе с долларами и евро, чья токсичность обусловлена заморозкой золотовалютных резервов ЦБ, которая никуда не делась, - говорит Масленников. – В обозримой перспективе к участию в аналогичных схемах могут подключиться и другие «дружественные» страны, например, участники БРИКС. Правда, все зависит от конкретной заинтересованности того или иного партнера России: она может быть разной».

Подобного рода расчеты Москва сегодня активно проводит в торговле с Пекином и Дели: юани и рупии идут на оплату российских энергоносителей. Ранее страны ЕАЭС подписали соглашение об увеличении объемов использования национальных валют во взаимной торговле, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Таким образом, на эти схемы постепенно переходят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Присоединиться к ним могут государства, которые являются наблюдателями или входят в зону свободной торговли ЕАЭС: Узбекистан, Вьетнам, Сингапур, Сербия.

«Какая из валют будет доминировать в расчетах – не так важно, как непосредственно уход от конвертации в долларах, ведь посыл именно в этом, - отмечает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. – Одномоментно отказаться от доллара и евро в двусторонней торговле не получится. Судя по всему, за российскую продукцию Анкара будет платить рублями, а Москва будет расплачиваться за турецкий импорт в лирах. Такой расклад видится наиболее логичным и справедливым».

Но для обеспечения полноценных взаиморасчетов в нацвалютах необходимо, чтобы в Турции на полную мощность заработала российская платежная система «Мир», чтобы расширилось число связанных с ней местных банков, банкоматов и терминалов. Тогда торговля и в частном порядке значительно упростится, считает Переславский. Что касается расчетов в национальных валютах с другими странами, то де-факто на них могут перейти чуть ли не все азиатские, африканские и латиноамериканские государства.

«Исходя из структуры товарооборота за 2022 год видно, что в расчетах с Турцией рубль будет доминировать, - говорит финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. – Радует, что стороны намерены активизировать прием карт «Мир» турецкими банками и их подключение к российскому аналогу SWIFT. Только в первом квартале товарооборот вырос в 2,1 раза до $13,7 млрд, причем Путин и Эрдоган хотят довести его до $100 млрд».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28842 от 9 августа 2022

Заголовок в газете: Почем фунт лиры

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру