И полпроцента сверху

Введут ли в России антикризисные налоги, и на кого?

Предложения такие действительно существуют. И остается только надеяться, что правительство не примет самые одиозные из них. Потому что любая нагрузка на бизнес в нашей стране непременно выходит боком конечному покупателю или пользователю услуг.

Во-первых, почему налоговики проявили такую инициативу? Ответ прост — потому что их обязал это сделать премьер-министр. В условиях грядущего дефицита бюджета он дал поручение "проработать источники налоговых доходов" и вообще посмотреть, где что в хозяйстве российском еще валяется неучтенным. Вот налоговики и отрапортовали, всего-навсего выполняя поручение главы правительства. И даже сумму конкретную назвали — в условиях трехтриллионого дефицита бюджета их новации могут принести в госказну дополнительно до 1,4 трлн. рублей.

Главное, на первый взгляд, в череде предложений ФНС — введение "на период кризиса" дополнительного налога на фактически любую банковскую проводку, которая касается оплаты услуг, товаров, работ и т.д. В размере 0,5% от суммы операции. Налоговики успокаивают: это коснется только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А к физическим лицам отношения новация не имеет. И придумано даже не для того, чтобы пополнить бюджет, сколько убрать длинную цепочку посредников, накручивающих цены мнимыми сделками.

Но у нормального человека в нашей стране сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, посредники в этой ситуации скорее накрутят на каждую операцию еще те самые 0,5%, чем добровольно откажутся от куска хлеба с маслом и икрой. А издержки лягут на кошелек того, кто стоит по нашу сторону прилавка. Подумаешь, колбаса еще на 5% подорожает.

Впрочем, даже без посредников вопросов больше, чем ответов. Получается, что компания, которая платит зарплату свои сотрудникам, также будет обложена этим налогом? Работодатель, наверное, предпочтет сократить взамен 0,5% сотрудников. Считай, на предприятии с численностью 100 человек одного уже не досчитаются.

А банк, выдающий кредиты физлицу? Неужели он эти 0,5% повесит на себя? Да что вы! Придется смотреть еще одну строчку мелким шрифтом в кредитном контракте, чтобы узнать реальную эффективную ставку займа, а не продать потом в обморок. И самое интересное, кто будет решать, что кризис кончился и налог надо отменять.

Еще одно очень значимое предложение со знаком "минус" — это предложение ликвидировать фактически банковскую тайну для налоговиков. Очень это попахивает, знаете ли, чрезвычайщиной и “комиссарами в пыльных шлемах”, которые в наше время превратились в маски-шоу.

В общем, от таких предложений впору бизнес не из тени выводить, а наоборот, поглубже прятаться. Одно утешение — есть надежда, что "исполнение поручения" будет все-таки отклонено. Хотя бы в самой одиозной части.

Эксперт “МК”, Евгений Надоршин, главный экономист одного из ведущих банков:

— Это явно идет вразрез с принятой антикризисной программой правительства, поскольку там мы налоги снижаем, а здесь придумываем новый. Если вы посмотрите, увидите, что НДС и налог, предлагаемый ФНС, по характеру схожи. И это означает достаточно болезненное увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Это налог, который нужно платить, даже если у тебя нет прибыли. У тебя есть оборот, активность — плати. Предложенный ФНС налог ровно того же порядка.

Его неудобство заключается еще и в том, что это новый налог, новые правила, новые документы, то есть вам теперь еще нужно показывать все ваши сделки. Что важно — для этого налога имеет значение количества проводок. Нужно будет контролировать сколько раз вы продали: цепочка идет из десяти посредников, и очевидно, что это приведет к полупроцентному налогу на каждую операцию.

Первый очень важный момент здесь — сразу станет невыгодно держать лишних посредников в цепи, но другой момент — тяжело заставить бизнес давать дополнительную документацию. Понятно, что этот налог проще собирать государству: у вас есть текущий счет, вы всегда можете затребовать соответствующую информацию и все выписки обо всех операциях. Я не уверен, что эта инициатива найдет однозначную поддержку и в рядах госслужащих — в случае принятия нового налога получать взятки будет уже не так удобно.

Что касается рядовых россиян, я не исключаю, что если даже часть посредников по дороге выпадут, это позитивно скажется на расходах производителей и поставщиков. Автоматически ситуация складывается следующим образом. Многие компании, адаптируясь к новым условиям, будут решать чего держаться: удерживать минимальные возможные цены и пытаться сохранять объемы продаж или повышать цены, жертвуя объемами.

Если будет первая модель, когда мы жертвуем ценой, то меньшая часть будет переложена на потребителя. Тогда вероятно исчезновение посреднических организаций, и незначительное изменение цен. Если мы пытаемся удержать цену, то ситуация будет обратная: посредников-то уберут, но цена на товар для покупателя может подрасти. И пока в большинстве секторов экономики компании выбирают именно вторую модель. А это означает, что мы с вами можем оказаться конечными плательщиками подобного налога.

Но вообще я сомневаюсь, что эта инициатива пройдет. Во-первых, у нее будет достаточно много противников, а во-вторых,  во времена кризиса будет много тех, кто не захочет переключаться, вводить какие-то новые схемы, переобучать бухгалтеров и т.д.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру