Чуть помедленнее, цены!

В апреле Росстат зафиксировал снижение темпов инфляции

Чиновники из Министерства финансов РФ и ответственные сотрудники Банка России могут ликовать — впервые с начала года инфляция стала меньше прошлогодней. По состоянию на 27 апреля 2009 года она составила 6,1%. В 2008-м на ту же дату была 6,3%.

Как тут не вспомнить первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, заявившего, казалось бы, с неоправданным оптимизмом, что в ЦБ в качестве реальной ситуации рассматривают вариант, при котором инфляция может быть существенно ниже 13%. Некоторые пошли еще дальше и высказались в том смысле, что инфляция в 2009-м может быть даже однозначной (ниже 10%). Первый взгляд на динамику процесса вроде бы дает надежду и на такой вариант. В январе цены выросли на 2,4%, в феврале — на 1,7%, в марте — на 1,3%. И вот в апреле — всего-то на 0,7%. По сравнению с первым месяцем темпы инфляции замедлились более чем в 3 раза. Проправительственным аналитикам впору заливаться соловьями, что и у нас скоро будет, “как в Европах”, где цены во время кризиса упали. Вот только непонятно, за счет чего рост цен и далее будет замедляться.  

Что у нас такого произошло в стране, чтобы это могло кардинально повлиять на инфляцию? Выделенная антикризисная помощь осела в финансовых конторах и до реального сектора не дошла. Выросшие с начала года тарифы тоже действуют в обратном направлении. Единственное, что у нас произошло из серьезных макроэкономических процессов, — резкое снижение производства и рост безработицы. Тут, наверное, и следует искать причину снижения темпов инфляции — в падении доходов.  

Возьмем, к примеру, ту же торговлю автомобилями. Практически все автосалоны устроили в первом квартале чуть ли не распродажу моделей 2008 года, пытаясь оживить умирающий в условиях кризиса спрос. Точно так же и со всеми остальными товарами длительного пользования, в которые (как, кстати, и в валюту) уходили россияне в последнем квартале прошлого и первом нынешнего годов.  

Этот лимит на нынешний момент исчерпан. Склады распроданы. Более того, сейчас на них стоят новые товары по гораздо более высоким ценам. А покупателей на эти товары становится все меньше. В феврале в России были уволены 300 тысяч человек. В марте уволились и не нашли работу еще 700 тысяч. Пусть в апреле темпы роста безработицы и снизились, но миллион семей всего-то за пару месяцев значительно снизили свою кредитоспособность. Еще и потому, что из уменьшенных доходов все больше приходится тратить на повседневные нужды. На те же продукты питания, которые дорожают день ото дня. Так, например, по данным того же Росстата, сахар-песок с начала года подтянулся в цене на 27,8%, замороженная рыба, которую нас призывают есть больше, — почти на 13%, обычная говядина — почти на 5%, а тушеная — более чем на 7%. Причем характерно, что более высокими темпами растут цены на изначально более дешевые продукты питания. Так, только за неделю с 2 по 27 апреля цены на капусту белокочанную скакнули сразу на 5,5%, и можно сказать, что дары садов и огородов продолжат дорожать и в наступившем мае.  

А отложенный спрос рано или поздно все равно будут удовлетворять. Но уже по новым ценам, на росте которых в полной мере скажется и прошедшая девальвация рубля. Кстати, в марте начался активный рост отпускных цен от самих товаропроизводителей. И через какое-то время эти явления отразятся и в розничном секторе.  

В общем, хорошо, что рост цен сбавил обороты, и конец весны и лето пройдут, скорее всего, с небольшой инфляцией. Лето — не тот сезон. Но начиная с сентября—октября цены опять могут понестись в карьер. Тем более что многие эксперты считают еще одну волну девальвации рубля вполне вероятной.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру