Ничто из ниоткуда - в никуда?

Проект газопровода Nabucco подписали в столице Турции

Сегодня в Анкаре представители Турции и четырех стран Евросоюза — Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии — подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода Nabucco. Который призван стать альтернативой ныне существующим магистралям.

Как бы ни старались за дипломатическими увертками скрыть антироссийскую направленность этого проекта, его сущность проявляется не только в деталях и том, что маршрут газопровода проходит в обход России, но и даже в названии. Если вспомнить, что Набукко — это уменьшительное имя известной исторической, даже в Библии упомянутой личности. И не кого-нибудь, а вавилонского царя Навуходоносора, ставшего нарицательным обозначением агрессивности и деспотизма. И, кстати, завовевавшего и разрушившего царство израильское, снесшего до основания храм Соломона и т.д. По сравнению с котором наш Иван Грозный — образец милосердия и филантропии.

Против кого, направлена нынешняя экономическая агрессия, скромно называемая “диверсификацией”, гадать долго не нужно. Начинающийся на восточном, туркменском побережье Каспия, он идет по дну Каспийского моря (почему-то, в отличие от российских “Северного” и “Южного” “потоков”, не вызывая вопросов у экологов, хотя туркменский газ не менее сернист, чем российский, и, значит, существует угроза коррозии трубы) в Азербайджан, и далее через Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию в Австрию и страны Центральной и Западной Европы.

Впрочем, пить шампанское господам подписантам, как кажется многим экспертам, еще рано. Прежде всего, по той причине, что непонятно, откуда брать газ для трубы, рассчитанной на поставки до 32 млрд. кубометров в год. Первоначально потенциальным источником топлива был Иран, но нынешние отношения Европы и США с этой страной вряд ли оставляют надежду на это. Другими поставщиками участники проекта видят Азербайджан и Туркмению, но и тут вопросов больше, чем ответов. Азербайджан недавно пеодписал соглашение с “Газпромом” о поставке 500 млн. кубов с последующим увеличением этого объема и не располагает свободными запасами. С Туркменией ситуация тоже непонятная. С одной стороны, весь туркменский газ на экспорт, за исключением уходящего в Китай, законтрактован “Газпромом”. И пусть Россия сейчас сократила закупки этого газа до минимума, непонятно, что будет завтра. Новый туркменский руководитель прославился рядом взаимоисключающих заявлений по газовой тематике. Настоящий хозяин своего слова: как дал, так завтра спокойно заберет его. К тому же, чтобы доставить с восточных месторождений газ до каспийского побережья на западе страны, Туркмении придется строить новый — свой собственный газопровод. Что также дело не одного года. Ирак, оккупированный войсками коалиции, и тот не готов давать газ. Умилительная получается, если посмотреть на перечнь государств – потенциальных поставщиков газа “диверсификация” для европы. Из них из всех стабильностью внутренней ситуации и верностью залюченным договорам может похвастать разве что Азербайджан.

Сам же проект Nabucco, еще не начав реализовывааться, уже подорожал в более чем полтора раза, до 8 млрд. евро, и каких окончательных финансовых жертв потребует уменьшительный “Навуходоносор” от участников, еще неизвестно.

Пока же в проекте доминирует исключительно политическая составляющая. Что не замедлил еще раз обнародовать депутат грузинского парламента Гия Цагареишвили: «Исходя из энергетической зависимости, Европа практически находится в рабском положении по отношению к России… «Набукко» является стержнем безопасности Европы, проходящим через Грузию». Пусть никого не смущает, что это депутат от оппозиции. В данном вопросе — как насолить России — грузинские оппозиционеры солидарны с тем, кого недавно начали называть диктатором. Недаром Михаил Саакашвили отправился в Анкару на подписание соглашения, хотя его подписи на данный момент не требовалось. При этом, крича о “российской угрозе”, эти господа почему-то забывают, что Россия зависит от Европы, как поставщик, не в меньшей степени, чем Европа от нас как потребитель.

Строительство газопровода планируют начать в 2011 году, чтобы сдать его в эксплуатацию в 2014-м. Но, по самым оптимистичным оценкам, в первые годы эксплуатации, если даже у участников консорциума все сложится, труба по большей части будет простаивать, поскольку свободного газа для нее найдут не более 9 млрд. кубов в год. Мало того, что экономическая целесообразность проекта теряется в голубой дали, но это мизер, который не способен составить для Европы действительно существенную альтернативу нынешним транспортным маршрутам.

Александр ГРИШИН

Эксперты «МК»:

Сергей КОЛЧАГИН, д.э.н., главный научный сотрудник института экономики РАН:

— Процедура подписания еще не значит, что план будет реализован. «Набукко», как и все масштабные проекты, конъюнктурен, он сильно зависит от цены на газ и реализации планов по его добыче. Но обстановка сейчас неустойчива, потребление газа падает, многие страны не выбирают тот объем топлива, который они законтрактовали. Для России, конечно, это не самый лучший вариант, но на данном этапе мы не можем противопоставить ничего, кроме того, что уже и так делаем. А по большому счету, важно, чтобы договор подписали производители газа, а не транзитные страны.

Елена МИШИНА

Иван ДАНИЛИН, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН:

- По большому счету, нынешние события вокруг Nabucco — продолжение, или даже «калька» той активности, которая наблюдается вокруг этого проекта последнюю пару лет На волне обвинений России в «энергетическом империализме, страхов, порожденных нестабильностью поставок газа через Украину, возникает настроение реализовывать альтернативные проекты поставок газа, которые должны по идее повысить энергобезопасность Европы. И каждая из неевропейских сторон, участвующих в проекте Nabucco, очень удачно используют этот ресурс с целью повысить свое значение для европейцев. И отчасти для американцев, которые тоже заинтересованы в нем.

Сейчас пока трудно сказать, что реально, а что нереально в Nabucco. Не беря даже надежность российско-азербайджанских и российско-туркменских соглашений по газу, возникает вопрос: а откуда все-таки возьмется газ для Nabucco? Пока никаких четких обязательств, заявлений о каких-то конкретных месторождениях нет. Не очень разумным представляется и объем газопровода. С точки зрения окупаемости проекта, 31 млрд. кубометров (на конечной стадии) выглядят очень странно. Именно по этой, кстати, причине «Южный поток» вдвое увеличил объем. Любой проект должен быть окупаемым, даже если он создается по политическим соображениям. Так что в практическом смысле проект Nabucco — пока виртуальная пугалка. Но и считать, что Nabucco — пустой звук, как это делают некоторые, тоже абсолютно неверно. Получение Европой доступа к газу в Азербайджане, Средней Азии, даже в Иране — это стратегическая цель, которая в том или ином виде будет реализована. Но вот что обращает внимание: на самом деле, для Европы нужен не сам Nabucco, а Nabucco в паре с «Южным потоком» и другими проектами. Чем больше ресурсов будет закачано в Европу по южному направлению, тем ниже будет стоимость газа для конечных потребителей. А что касается Nabucco, то пока этот проект не может начаться — из ниоткуда в никуда.

Андрей ЯШЛАВСКИЙ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру