Нам плюнули в физлицо

Процент по депозиту для граждан будет низким, зато по кредиту — высоким

Не прошло и дня финансовой жизни со сниженной в очередной раз ставкой рефинансирования (с понедельника Банк России установил ее на уровне 10,75%), как ЦБ сделал следующий шаг. Фактически запретил банкам устанавливать ставки по депозитам выше 16,84% годовых.

Откуда взялась столь странная цифра? Ответ прост. ЦБ рассчитал ее, исходя из формулы “средневзвешенная ставка по вкладам у топ-10 крупнейших российских банков + 2 процентных пункта”.

В первой декаде августа этот показатель у топовой десятки составил как раз 14,84%. И остальным кредитным организациям страны теперь предложено плясать от (вернее, до) этой печки.

Ослушникам уготованы различные неприятности. Еще в начале июля первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев грозил перекрыть банкам, завышающим ставки по вкладам, кран финансирования из Банка России. В середине этого же месяца другой зампред, Геннадий Меликьян, сообщил о договоренности с коммерческими банками, согласно которой с 1 августа ставки по вкладам не будут превышать 18% годовых. Но и этого показалось мало. А еще ЦБ грозит принудительно снизить ставку по депозитам в тех банках, которые не внемлют “рекомендации”, на что с осени прошлого года имеет все полномочия. Как говорят эксперты, мера по ограничению доходности депозитов призвана привести к тому, чтобы упали ставки по кредитам. Для этого и ставку рефинансирования ЦБ снизил в этом году с 13% до 10,75%. Но вот ожидаемого эффекта это не принесло. Публично объявляемые ставки по кредитам в 16—18% на деле оборачиваются как минимум 20%. А в большинстве своем вообще за счет различного рода страховок, комиссий и прочих нюансов группируются в зоне 24—26%.

Руководство страны поставило перед финансовым сектором задачу — довести проценты по кредитам до уровня 14% годовых. И ЦБ, как регулятор, предпринимает меры, чтобы приблизиться к ее решению. И, если следовать логике, все вроде бы правильно. С одной стороны, банк может выплачивать проценты по вкладам только из заработанных средств. То есть в том числе и от дохода, полученного в результате возврата выданных кредитов. И после снижения порога доходности по вкладам у банков появляется дополнительный люфт, чтобы сделать условия выдачи кредитов более щадящими. Вот только логика в российской экономике работает редко. Некоторые из тех банков, на которые ориентируется ЦБ, что получили госденьги под 8% годовых в рамках антикризисных мероприятий и на много лет вперед, не стеснялись предлагать их реальному сектору под 24—25%. Поскольку никакими дополнительными условиями предоставление госпомощи не оговаривалось.

Так что из решения ЦБ вряд ли последует снижение ставок по кредитам. И оживления в экономике не случится. Но в отличие от потенциально выигравших, которых найти трудно, реально проигравшие уже есть. Это обычные вкладчики-физлица.

По всей видимости, наиболее логичным следствием вчерашнего шага ЦБ станет еще более активное перетекание российских вкладчиков в валютные депозиты и снижение активности населения как заемщика. А усиливающиеся разговоры о девальвации рубля могут поставить крест, если она случится, и на всей нынешней финансовой политике Банка России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру