Чемпионат Москвы по подковерной борьбе

Почему забуксовала реформа столичных ГУПов?

Почему забуксовала реформа столичных ГУПов?
Рисунок Алексея Меринова
Реформирование столичных ГУПов споткнулось о яростное сопротивление как руководства самих предприятий, так и их кураторов из городских структур. Департаменты не хотят взваливать на себя функции, которые ГУПы выполняют в произвольно установленные сроки и за деньги.  

Осенью прошлого года в столице функционировали 380 унитарных предприятий. Несмотря на прямое указание мэра завершить их преобразование до 1 января 2010 года, 358 структур продолжают свою деятельность и по сей день. “Реформа идет крайне медленно. Нам не хватает политической воли, чтобы ее завершить”, — признает глава Департамента имущества Владимир Силкин. Ему уже второй раз за полгода приходится выносить вопрос о ГУПах на заседание столичного правительства, чтобы заручиться публичной поддержкой Юрия Лужкова — единственного из чиновников, кому воли, в том числе и политической, не занимать. Но на сей раз Силкину не повезло: градоначальник отсутствовал.  

Новый план по реформе госсектора, расписанный до конца текущего года, выглядит следующим образом: 216 ГУПов, включая 110 ДЕЗов, будут акционированы, 47 ликвидированы, 20 преобразованы в казенные предприятия, 32 — в госучреждения, 43 — временно сохраняются в системе управления. В последний блок, по словам Силкина, входят 15 ГУПов-монополистов (Мосгортранс, Мосгаз, Мосметрополитен, Мосводоканал и т.д.), 12 школьных столовых и 16 предприятий, интересы которых активно отстаивают руководители отраслевых департаментов. По ГУПам-монополистам картина должна окончательно проясниться до конца 2010 года. 13 организаций уже внесли предложения о способах реорганизации, причем Мосгортранс представил на суд горадминистрации сразу два варианта реформы. Преобразование монополий планируется завершить в 2011 году: каждый ГУП подробно обсудят на заседании столичного правительства и примут отдельное постановление о его судьбе. 

По школьным столовым чиновники пока не пришли к единому мнению. “С одной стороны, эти предприятия работают в конкурентном секторе экономики, с другой стороны — речь идет о качестве питания детей, — поясняет суть возникших сомнений Владимир Силкин. Департамент потребитрынка настаивает, что услуги, оказываемые школьными столовыми, должны быть признаны социально значимыми, а сами предприятия на этом основании преобразованы в бюджетные учреждения. Глава департамента Владимир Малышков пообещал до конца 2010 г. провести укрупнение ГУПов, специализирующихся на обслуживании школьников, а в 2011 г. создать на их базе 9-е ГБУ “Социальное питание”.  

Малышков также заступился за ГУП “Ритуал”, который оказался в числе 16 предприятий, решение о судьбе которых до сих пор не принято. Чиновник настаивает на сохранении монополии в похоронном деле до конца 2013 года в целях защиты имущественного комплекса “Ритуала”, на балансе которого находятся 213 объектов недвижимости и 79 земельных участков (на часть из них права города находятся в стадии оформления). В похожей ситуации оказались также “Центр арендного жилья” (ЦАЖ), за сохранение которого в форме ГУПа горой стоит Департамент жилищной политики, а также два ГУПа стройкомплекса — “Центр-Сити” и “Дирекция по строительству объектов гаражного назначения”. Что касается ГУП “ЦАЖ”, то он, как уже писал “ЭВ”, является основным оператором жилищных программ, реализующихся в городе на возмездной основе. “Центр-Сити” курирует застройку ММДЦ “Москва-Сити”, а “Дирекция по строительству объектов гаражного назначения” — программу “Народный гараж”. “Реформирование этих предприятий пока представляется нецелесообразным”, — подчеркивают в мэрии. Источник в горадминистрации рассказал “ЭВ”, что некоторые ГУПы не исчезнут еще очень долго. В частности, у чиновников появилась идея сделать одно из унитарных предприятий заказчиком строительства нового здания мэрии и Мосгордумы в ММДЦ “Москва-Сити”. “ГУПы могут привлекать соинвесторов: на сегодняшний день это чуть ли не единственный законный способ, позволяющий городу получить 50% площадей в объекте, построенном на внебюджетные средства”, — поясняет собеседник газеты.  

Перечни ГУПов, которым предстоит преобразование в госучреждения (32 структуры) и казенные предприятия (20 структур) на сегодняшний день являются предварительными. “Сравнительного анализа заказа аналогичных услуг на рынке и у госучреждений не проводилось”, — подчеркивает Владимир Силкин. Руководство ФАС по Москве в свою очередь предостерегает городские власти от создания чрезмерного количества ГУ. “Эта форма парализует возможность оказания услуг на платной основе. Как только госучреждение получит первый рубль, мы сразу зафиксируем нарушение антимонопольного законодательства со всеми вытекающими последствиями”, — подчеркивает глава столичного ФАС Владимир Ефимов. Неслучайно ряд ГУПов активно сопротивляется преобразованию в ГУ, затеянному профильными департаментами. В частности, замдиректора ГУП “НИиПИ Генплана” Валерий Беккер пригрозил уйти под крыло федеральных властей, если город не откажется от своих планов. В объеме работ НИиПИ Генплана госзаказ составляет всего 8%, а остальные услуги ГУП оказывает на коммерческой основе. “Я не понимаю, как мы будем существовать в форме госучреждения!” — заявил г-н Беккер.  

Большинство нынешних ГУПов рассчитывает в ходе реформы обрести статус казенных предприятий, который позволит им оставаться на рынке. Однако городу это невыгодно. По сути ничего не меняется, да еще горбюджету придется отвечать за их деятельность своими средствами. “Самое лучшие решение — акционировать эти ГУПы или ликвидировать”, — считает источник “ЭВ” в горадминистрации. Он сомневается, что Департаменту имущества удастся выдержать новые сроки завершения реформы. “Подковерная борьба за ключевые ГУПы продолжится, и она будет жесткой. Силкин прав — нужна политическая воля мэра, чтобы прекратить раздрай”, — подчеркивает источник.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру