Закон в мешке

Реформу бюджетной сферы “расшифруют” только задним числом

Реформу бюджетной сферы “расшифруют” только задним числом
Рисунок Алексея Меринова
Закон о реформировании бюджетной сферы уже принят и подписан президентом, но до сих пор на недоуменные вопросы обеспокоенных граждан чиновники и эксперты отвечают: “Многое пока не ясно, нужно ждать подзаконных актов”. Не закон, а кот в мешке.  

Причем кота предъявят обществу во всей красе не раньше чем через год — это стало очевидно, когда “МК” ознакомился с правительственным планом мероприятий по реализации закона. Уже в который раз получается: парламент соглашается с реформой, очень важные детали которой будут расшифрованы лишь задним числом. Причем “коваться” эти детали будут уже безо всякого публичного обсуждения — в недрах министерств, ведомств...


Бюджетные учреждения в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Соответственно, потребуется принятие разъясняющих и конкретизирующих документов на всех уровнях власти, включая местное самоуправление. 12 мая правительственная комиссия по проведению админреформы утвердила план мероприятий по внедрению в жизнь закона “про бюджетников”. В плане говорится, что до 1 декабря 2010 года кабинет министров РФ должен принять семь постановлений. Только после этого мы узнаем, к примеру, порядок формирования госзаданий для федеральных бюджетных учреждений (а это — большинство медицинских центров, вузов, НИИ, крупнейшие библиотеки, театры и музеи), а также порядок финансирования этого задания и порядок предоставления бюджетных инвестиций преобразованным учреждениям. Федеральная власть (а конкретно — Минэкономразвития и Минфин) должны разработать еще и порядок отнесения имущества бюджетных учреждений к особо ценному (распоряжаться им администрация БУ сможет лишь с санкции органа власти соответствующего уровня)…  

Параллельно пойдет процесс подготовки ведомственных нормативных актов (распоряжений, инструкций, разъяснений). В работу включатся Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минкульт и т.д. и т.п. В перечне актов — 22 наименования. Но это число необходимо увеличить в несколько раз: к примеру, уже в июне каждое ведомство само придумает порядок определения платы за оказание БУ услуг населению и организациям. Очень интересует всех этот порядок… Точно так же каждое ведомство само решит, какой объем просроченной кредиторской задолженности БУ может служить основанием для увольнения руководителя учреждения.  

На региональном и муниципальном уровне предстоит не менее грандиозная работа. С ее основными этапами замминистра финансов Татьяна Нестеренко на прошлой неделе ознакомила депутатов Госдумы — единороссов. Из представленного ею документа следует, что до 1 декабря каждый субъект Федерации должен принять свой закон об изменении механизма финансирования БУ. А потом — еще 19 нормативных актов регионального уровня, на основании которых начнут разрабатывать свои документы муниципалитеты. Хотя в полную силу реформа заработает с середины 2012 года, уже к 1 декабря низовым уровня власти придется определить, какие организации и учреждения они оставят на смете, то есть сделают казенными…  

Никакой уверенности в том, что сроки подготовки подзаконных актов будут выдержаны, нет. Затягивание с их разработкой и принятием — давняя и не поддающаяся лечению болезнь российской исполнительной власти. Как пойдет дело на этот раз? Остается подождать до конца июня, и проверить, удалось ли Минфину и Минэкономразвития согласовать позиции по 6 из 7 федеральных постановлений, по которым эти ведомства назначены соисполнителями.  

В Госдуме единороссы, разделившие ответственность за закон с правительством и президентом, создали группу по мониторингу ситуации с претворением его в жизнь. “Чтобы не было как с законом о монетизации льгот, когда исполнительная власть оказалась не готова”, — объяснил глава группы, первый вице-спикер Олег Морозов. Более простой и эффективный способ борьбы с правительственной волокитой нашим “ручным медведям” в голову даже не приходит. А ведь достаточно один раз отказаться голосовать за закон, если к нему не приложены проекты подзаконных актов!  

Сейчас регламент Госдумы позволяет перед голосованием по законопроекту в третьем чтении требовать от правительства проекты постановлений, но лишь в тех случаях, когда речь в принимаемом документе идет о порядке и условиях социальных выплат населению. Ни разу не потребовали ТАКОГО от правительства во главе с лидером своей партии единороссы — даже когда принимали законы об изменении порядка расчета пенсий. Более того, чем дальше — тем чаще депутаты умывают руки, отдавая “на откуп” чиновникам решения многих важных вопросов. Формулировками вроде “порядок предоставления определяет правительство” или “условия выделения определяет правительство” пестрят принимаемые парламентом законы.  

А ведь одно из важных отличий постановления от закона — непубличность, закрытость при его подготовке…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру