Инфляция приготовилась к прыжку

В июле резко упал спрос на товары и услуги предприятий

Ежемесячный опрос Росстата руководителей около 600 крупнейших предприятий России показывает: реальный сектор не очень верит в осеннее оживление экономики. Во всем виноваты жара и покупатели, говорят эксперты. Бороться за свой бизнес предприниматели будут привычным образом: поднимая цены. Аналитики уже повышают прогноз инфляции.
В июле резко упал спрос на товары и услуги предприятий

Росстат опрашивает руководителей предприятий об их видении ситуации со спросом, выпуском продукции, по кадровой политике, а также об их ожиданиях на ближайшие 3—4 месяца. По результатам опроса составляется индекс предпринимательской уверенности: опережающий индикатор для экономики. Ведь расширяют или, наоборот, сворачивают свою деятельность предприятия на основе как раз мнения их руководителей о будущей ситуации на рынке.


Результаты опросов Росстата в июне—июле показывают: индекс предпринимательской уверенности эти два месяца не растет. Торможение началось еще в мае — уже тогда рост индекса эксперты называли “вялотекущим”. Между тем индекс непрерывно рос с ноября 2009 года, когда он составлял — 15% по май, когда достиг значения — 2%. Похоже, оптимизм бизнеса растаял на жаре, грустно шутят эксперты.
Опрос показал и главного виновника пессимизма промышленников: это ухудшение ситуации со спросом: на недостаточный спрос жаловалась более половины опрошенных. Даже неопределенность экономической ситуации беспокоит меньше — на нее пожаловались только 44% (в мае таких было 46%).


Во всем виновата аномальная жара, считают эксперты Центра конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ, она снизила спрос на внутреннем рынке. При этом надо иметь в виду, что среди базовых отраслей экономики промышленность пострадала меньше других секторов: той же торговле или сектору услуг приходится еще хуже.


Действительно: ажиотажный спрос на вентиляторы, кондиционеры, прохладительные напитки и мороженое не покрывает убытков от снижения спроса на еду, повышения расходов на холодильные установки и порчи продуктов. Продавцы одежды и обуви начали распродажи летних коллекций в первых числах июля — а полки все еще не опустели. А знакомая автору владелица маленькой парикмахерской, например, просто закрыла ее до середины августа, отправив сотрудников в отпуск: все равно никто в салон без кондиционера по такой жаре не приходит. Ушли в отпуск рекламщики и юристы, бизнес-тренеры и хедхантеры…


Но дело не только в жаре. Всю первую половину года экономика росла на отложенном покупательском спросе, объясняет Игорь Николаев из ФБК. И домохозяйства, и предприятия довольно долго не тратили деньги, опасаясь второй волны кризиса. Но время шло, волна не приходила, а откладывать покупки становилось все проблематичней. К началу этого года правительство, наконец, перешло от поддержки банков к поддержке потребительского спроса: это и прибавки бюджетникам и пенсионерам, и расширение возможностей потратить материнский капитал, и, конечно, программа обмена старых автомобилей на новые отечественные.


Все эти меры плюс значительный размер накопленных за время ожидания “второй волны” денег и дали мощный толчок росту промышленности. Но теперь этот импульс иссякает, предупреждает Николаев. А нового нет: правительство ясно дало понять, что переходит к экономии. Вот и ЦБ, на днях оставивший ставку рефинансирования на прежнем уровне впервые после серии снижений, ясно дал понять, что дешевле деньги не будут. А потребители и промышленники все еще не спешат переходить от сбережений к тратам. Во-первых, потому что не уверены, что не купленное сегодня завтра будет дороже: а инфляционные ожидания — лучший двигатель торговли. Во-вторых, не торопятся брать кредиты в банках, а это второй “столп” роста спроса. “В первом полугодии был прилив денег, а сейчас он уходит, — констатирует Николаев. — Предприниматели это чувствуют — вот вам и торможение индекса предпринимательской уверенности”.


И, скорее всего, предпринимательское чутье не обманывает: вполне возможно, что во втором полугодии нас ждет промышленный спад, считает глава ЦКИ Григорий Остапкович. Правда — только относительно первого полугодия: говорить о сломе того положительного тренда в промышленности, который сложился в первые пять месяцев 2010 года, нельзя, считает эксперт. Все еще может измениться, если правительство придумает новые меры по стимулированию внутреннего спроса, говорит Николаев. Для этого подойдет и поощрение инвестиций: они тоже способны реанимировать спрос.


Это тем более актуально, что жара и засуха уже вызвали рост цен — бизнес, не видя особых перспектив, пытается заработать “на раз” — а там хоть трава не расти. Международное рейтинговое агентство Morgan Stanley уже повысило прогноз инфляции в России до 8% в 2010 году и 9,5% в 2011 году соответственно. В сочетании с замедлением в экономике это повышает риски стагфляции: когда растут только цены и безработица.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру