Кот в денежном мешке

“В бюджете приходится проводить буквально раскопки!”

Об основных чертах бюджета-2010 “МК” поговорил с Оксаной ДМИТРИЕВОЙ, членом думского Комитета по бюджету и налогам. Фракция “Справедливая Россия”, в которой она состоит, за правительственный проект голосовать не хочет и предлагает свой вариант федерального бюджета.

— Дефицит в основном будет покрываться за счет стабилизационных фондов. Что от них останется к концу года?  

— От Резервного фонда, по расчетам правительства, останется 48 млрд. рублей, то есть он будет исчерпан. А Фонд национального благосостояния (ФНБ) сократится лишь на 300 млрд., и в нем останется больше 2,5 трлн. руб. Это расчеты, исходя из среднегодовой цены на нефть в $58 за баррель. Но большинство экспертов полагают, что стоить нефть будет минимум $70. А значит, доходы окажутся, по оценкам, больше на 1,2 трлн. руб. Тратить эти деньги Минфин не собирается, хотя экономику нужно подхлестывать: Россия выходит из кризиса еще более сырьевой и монополизированной страной, в структуре ВВП увеличивается доля финансового сектора и сокращается доля образования, здравоохранения, строительства, обрабатывающей промышленности.  

— Это и правда “социальный” бюджет, как говорит правительство?  

— Основные задачи бюджетной политики, как их сформулировало правительство, — выполнение социальных обязательств и ограничение дефицита бюджета за счет сокращения госрасходов. Но эти задачи не могут быть целями бюджетной политики, это лишь ее ограничители. Фактически же целей, которые должны ставиться в условиях кризиса, нет, хотя бюджет — главный рычаг государства, который может использоваться для стимулирования экономики. И совсем нет никаких намеков на модернизацию, о которой говорит президент…  

Насколько бюджет социален? Сокращаются в абсолютных значениях расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику и трансферты регионам на социальные нужды. Причем если вспомнить, что инфляция в прошлом году у нас была 13%, а в этом — около 10%, сокращение выглядит еще более внушительным. А индексация зарплат бюджетникам не предусмотрена (см. таблицу. — “МК”).  

— Зато пенсионерам прибавят...  

— Пройдет валоризация (переоценка) пенсий. У тех, кто получает пособия и выплаты из федерального бюджета, они индексируются на 10% — в соответствии с планируемой инфляцией. Но, с другой стороны, сняты субвенции регионам на всех льготников, кроме жертв политических репрессий, в том числе субвенции на льготников-пенсионеров по пассажирскому транспорту. Деньги на летнее оздоровление детей и оплату детсадов тоже теперь придется искать самим субъектам Федерации. Причем трансферты им сокращены на 350 млрд. (с 1 трлн. 474 млрд. до 1 трлн. 123 млрд.).  

— Значит, резать социальные расходы придется регионам?  

— Их толкают на сокращение числа льготников и льгот. Многие пытаются сократить соцрасходы за счет т.н. монетизации: сначала вынуждают льготников платить, а потом частично возмещают расходы из бюджета… Но это не все. Из бюджета исчезли деньги, перечислявшиеся регионам в рамках нацпроектов. Например, надбавки учителям за классное руководство.  

— А антикризисная часть в проекте есть?  

— Ее нет вообще. А то, что есть, очень хорошо запрятано. К примеру, очень хорошо запрятано вложение 250 млрд. руб. в докапитализацию банков — об этих деньгах говорится в разделе “Национальная экономика”, в подразделе “Другие вопросы”.  

— Опять банкам? Только что 150 млрд. выделили на это в бюджете 2009 года...  

— Да, опять. Еще 10 млрд. рублей выделяется на моногорода. Но что там скрывается, какие программы — непонятно. А ведь нет отдельной проблемы моногородов, есть проблемы неэффективных собственников и менеджеров, и их нужно решать каждый раз по-разному... Вообще бюджет представлен так, что даже при внимательном изучении понять конкретную начинку каждой статьи невозможно, а пояснительная записка многих вопросов не проясняет. Приходится проводить буквально раскопки. Например, пишут, что на ту или иную федеральную целевую программу выделяется столько-то миллиардов. Но на какие именно мероприятия программы? в какие объекты вложения? Неизвестно.  

— То есть будете голосовать за кота в мешке?  

— Для того чтобы не голосовать, нам и так достаточно оснований. Вот много говорят о т.н. рузвельтовском курсе — создании рабочих мест при помощи госинвестиций в жилье, дороги. Что, в США на общественных работах давали людям в руки метлу и отправляли улицу мести, как у нас часто делается? Нет, реально создавали новые рабочие места. А у нас расходы и на жилищную политику, и на дорожное строительство существенно сокращаются (см. таблицу. — “МК”).  

Мы считаем, нужно увеличить расходы на эти цели. Можно много говорить про откаты и воровство, но хоть какая-то часть денег пойдет на дело, а вот отдача от 250 млрд., закачанных в банки, — вообще ноль.  

— Вы говорите, что модернизацией в правительственном бюджете и не пахнет, хотя с подачи президента все только об этом и говорят…  

— Если ставится задача модернизации при выходе из кризиса, то государство вкладывается в инновационные отрасли, в науку, здравоохранение, образование. А что у нас с этим? Расходы на фундаментальные и прикладные исследования сокращаются на 5% по сравнению с прошлым годом и составят лишь 159 млрд. На Олимпиаду, кстати, выделяется в 2010 году 144 млрд., то есть примерно столько же, сколько на всю гражданскую науку.  

— Вы считаете, проблему деградации российской науки можно решить простыми финансовыми вливаниями из бюджета?  

— Вот говорят, что науку нужно реформировать, а потом, мол, мы будем ее финансировать. Но есть же письмо президенту от многих ученых, работающих за рубежом, и что они предлагают? Что реформа нужна, структурные изменения? Нет, финансирование на первом месте. Потому что это и оборудование, и зарплаты...  

— Но кто должен определять, кого финансировать?  

— Конечно, не министр финансов и не те, кто в Роснанотехе сейчас сидит и школьный курс физики изучает в срочном порядке. Определить, что эффективно, а что — нет, должны сами крупные ученые. У нас таких 79, с высоким индексом цитируемости. Нужны их именные программы. Знаете, о каких средствах может идти речь? С учетом того, что часть ученых живет за границей, — порядка 70 млрд. рублей. Столько же, сколько заложено в бюджете-2010 на АТЭС. Причем я уверена, что при таком финансировании по некоторым отраслям науки у нас будет лавинообразное развитие.  

И еще: у нас 1000 перспективных и хороших ученых, имеющих мировое признание. Для того чтобы закрепить их в стране на зарплате в 3 млн. рублей в год (около 100 тысяч долларов), нужно всего 5 млрд. рублей. Это в 50 раз меньше, чем дают на докапитализацию банков…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру