Польша не признала очевидного

Комиссия, расследовавшая катастрофу под Смоленском, посчитала, что никакого прессинга на пилотов высокопоставленные пассажиры не оказывали

29 июля в Варшаве презентовали польскую версию авиакатастрофы “Ту-154М” под Смоленском. Накануне “Газета выборча” написала, что этот рапорт станет экзаменом для польского правительства и государства — по мере приближения парламентских выборов в Польше тема смоленской катастрофы становится фактором внутриполитической борьбы.

Комиссия, расследовавшая катастрофу под Смоленском, посчитала, что никакого прессинга на пилотов высокопоставленные пассажиры не оказывали

Доклад, который подается как противовес ранее переданному полякам докладу МАК, представили глава МВД Миллер и члены возглавляемой им комиссии. Их печатный отчет занял 328 страниц. А рефреном в выступлениях звучала мысль о том, что один из факторов, приведших к трагедии, — проблемы с обучением экипажа польского лайнера и его взаимодействия в кабине во время полета. Также члены комиссии подчеркнули: самолет до момента столкновения с землей был технически надежен. Эксперты, изучавшие топливо, пришли к выводу, что оно соответствовало норме. Очевидно, любителям теории заговора было адресовано и сообщение о том, что при расследовании не обнаружили никаких взрывчатых материалов или веществ, которые могли бы привести к катастрофе.

Организатором полетов, как заявил член комиссии Мацей Ласек, был польский 36-й спецполк авиации. Его работа вызвала у членов комиссии немало претензий. Слишком много пилоты получают заданий — не хватает экипажей. Сознательно принимались решения о нарушении режима отдыха летчиков. Из полка ушли многие опытные пилоты, в результате на работу туда принимаются малоопытные кадры, только что окончившие училище. В день авиакатастрофы только у борттехника имелись действительные допуски для этого полета, у других членов экипажа их не было. Немало слов на пресс-конференции было сказано о пробелах в подготовке летчиков. В частности, экипаж не обращал внимание на предупреждение системы Taws. «Уровень подготовки экипажа, — говорит г-н Ласек, — угрожал безопасности полета… В 36-м — элитном — полку, похоже, возникало ощущение, что там могут не соблюдать правила, действующие в вооруженных силах». Кстати, на аэродром экипаж прибыл с опозданием на 30 минут — и подготовка поэтому шла в спешке. Также расследование показало, что 36-й полк отказался от присутствия лидера с российской стороны, обосновывая это знанием членами экипажа русского языка. Но только командир судна знал русский язык в достаточной мере, чтобы вести переговоры с диспетчерами. Поэтому ему пришлось заниматься переговорами вместо штурмана, который должен был вести радиообмен. «Это был не очень опытный пилот, — заявил член комиссии Веслав Едынак. — Большую часть своей карьеры он провел, летая на хорошо оборудованных самолетах на хорошо оборудованные аэродромы. Большого опыта полетов в неблагоприятных атмосферных условиях у него не было».

Глава МВД Польши Ежи Миллер не ставил задачу определить виновных. фото: АР

Межгосударственный авиационный комитет заявил, что изучит доклад польской стороны. Однако эксперты «МК» уже отметили, что в нем есть несколько существенных моментов, отличающихся от выводов МАК.

Так, например, в докладе говорится, что командир экипажа действительно общался с директором президентского протокола и рассказывал ему о непростой ситуации над Смоленском. Однако вопросы о посадке в аэропортах «Северный» и «Внуково» не обсуждались. Главнокомандующего ВВС, который «никоим образом непосредственно не вмешивался в процесс пилотирования, выполняя роль наблюдателя», в докладе оправдывают. Польские следователи пришли к выводу, что командир экипажа принимал все решения самостоятельно, пытаясь опираться исключительно на свой опыт. А это могло привести к умственной перегрузке, сказано в докладе. Комментируя доклад МАК, его глава Татьяна Анодина в свое время заявляла: «Техническая комиссия установила, что присутствие в кабине экипажа высокопоставленных посторонних лиц и ожидаемая командиром негативная реакция главного пассажира (то есть президента Польши), по заключению летных экспертов и авиационных психологов, в том числе польских, оказывали психологическое давление на членов экипажа и повлияли на принятие решения о продолжении посадки в любых условиях. И именно, хочу подчеркнуть, в небезопасных условиях для посадки, условиях неоправданного риска».

По словам Анодиной, в крови Анджея Бласика (главком ВВС Польши) был обнаружен алкоголь — 0,6 промилле.

Польские эксперты попытались сослаться на то, что система освещения на аэродроме «Смоленск-Северный» работала неудовлетворительно. Кроме того, высота деревьев, росших в районе взлетно-посадочной полосы, превышала допустимые нормы. Польские власти раскритиковали в докладе диспетчеров аэропорта «Северный», которые, по их мнению, несколько раз давали команды с опозданием и сообщали о вещах, которые не соответствовали реальному положению дел. Между тем в отчете МАК также были проанализированы все недостатки инфраструктуры аэродрома «Северный» — состояние светосигнального, радиотехнического, метеорологического оборудования, наземных средств контроля, но ни один из этих факторов не явился причиной катастрофы. Действия группы управления полетами — диспетчера и руководителя зоны полетов — тоже не вызвали у МАК нареканий. Например, с самого начала, только узнав о том, что командир борта PL101 свободно говорит по-русски, смоленский диспетчер передал ему: «На „Корсаже“ туман. Видимость 400 метров. Условий для приема нет». Однако польский самолет продолжил движение к Смоленску.

Варшава

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру