Рынок жив
Аналитики объясняют повышение спроса на автомобили российского производства оптимальным сочетанием «цена — качество». По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, безусловным лидером продаж на территории страны является модель АвтоВАЗа LADA Kalina. Не случайно на новую модель LADA Granta, которая создана на платформе «Калины» и должна появиться в продаже в декабре, еще в начале осени через Интернет записались более 20 тыс. человек. А из иностранных брендов в последнее время охотнее всего покупают также собранные у нас Kia, Renault, Ford, Hyundai и Nissan.
Кроме того, внутренний спрос на российские авто, по мнению экспертов, растет благодаря эффективно проведенной программе утилизации старых машин и усилиям банков, которые предлагают приемлемые условия автокредитования. На выходе из кризиса именно кредитные организации оказали основную поддержку рынку. Причем не только в вопросах кредитования.
Как спасали ижевский гигант
Так, оказавшееся на грани банкротства весной 2009 года одно из крупнейших предприятий российского автопрома — завод «ИжАВТО» — удалось спасти его основному кредитору Сбербанку. В разгар кризиса топ-менеджмент и бывшие собственники весьма успешного предприятия, выпускавшего известные модели — «ВАЗ-2104», «ИЖ-27175», KIA Spectra и KIA Sorento, вывели в офшоры его оборотный капитал в размере 6,7 млрд. рублей. В итоге производство на градообразующем предприятии было фактически остановлено. Из 5,5 тыс. сотрудников более 3 тыс. сократили, а оставшихся отправили в вынужденные отпуска.
Власти Ижевска опасались социального взрыва. Но когда на правительственном уровне было принято решение о поддержке завода и участии в его судьбе Сбербанка, спокойствие удалось сохранить. На тот момент банк являлся основным кредитором «ИжАВТО». Как крупнейший кредитор, банк был заинтересован в том, чтобы завод продолжал работать и приносить прибыль.
Но сохранить производственные активы, технологии предприятия и рабочие места оказалось непросто. На первом этапе надо было оплатить все текущие долги «ИжАВТО» и стабилизировать обстановку. Ради этого Сбербанк отказался от части залогового имущества и продал ее, чтобы впоследствии на вырученные средства прежде всего выплатить долги по зарплате рабочим.
Кроме того, Сбербанк расплатился с энергосбытовыми компаниями по счетам «ИжАВТО» и профинансировал подготовку предприятия к зиме. В результате оборудование сохранилось в рабочем состоянии, а завод продолжил зимой снабжать теплом своей котельной часть Устиновского района Ижевска.
Банк также взял на себя урегулирование задолженности «ИжАВТО» перед другими кредиторами, а также помог заводу финансово и принял участие в разработке бизнес-плана по восстановлению производства.
Чтобы понять, куда идти заводу дальше, понадобилось провести полную ревизию его финансовой, производственной и торговой политики, по-новому выстроить каждый бизнес-процесс. Для управления предприятием была создана новая «прозрачная» компания «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ). Кроме того, Сбербанк активно участвовал и в переговорах с поставщиками автокомпонентов, выступая гарантом взаимовыгодного сотрудничества. В итоге уже в сентябре 2010 года конвейер «ИжАВТО» снова заработал.
В декабре 2010 года начался новый этап в развитии ижевского автопроизводителя — Сбербанк, АвтоВАЗ и ГК «Ростехнологии» в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого был разработан план модернизации производства «ИжАВТО», если на торгах по реализации его имущества победит ОАГ. В сентябре так и произошло, и в октябре «ИжАВТО» полностью перешел под управление Группы АвтоВАЗ. Цель, стоящая сегодня перед ижевским заводом, — достижение к 2020 году объемов производства в 300 тысяч автомобилей в год. Для сравнения, до кризиса производственная мощность завода составляла 220 тысяч машин. Планируется, что к 2014 году коллектив «ИжАВТО» будет состоять из 7,5 тысячи человек.
Золотые горы российского автопрома
По словам президента АвтоВАЗа Игоря Комарова, сделка интересна обоим автопроизводителям. Только объединив производственные мощности и технологический потенциал, оба завода смогут реализовать свои планы. Так АвтоВАЗ к 2017 году планирует выпускать 1,5 млн. машин, и только собственных мощностей не хватит для такого колоссального объема. Вместе с ижевской площадкой это уже вполне реально, тем более что на «ИжАВТО» кроме сборочных мощностей есть также сварка и окраска. Для ижевского завода партнерство с АвтоВАЗом — это будущее. По словам главы тольяттинского завода, объем инвестиций в «ИжАВТО» будет известен в ближайшие месяцы. «В настоящее время мы совместно с Альянсом Renault — Nissan уточняем бизнес-план развития «ИжАВТО», — рассказал Комаров. Он считает, что через три года удмуртский завод станет современным модернизированным автопроизводителем. По его словам, «ИжАВТО» будет работать в режиме «полного цикла», и с его конвейра будут сходить автомобили под брендами LADA, Renault и Nissan.
Главное — остались кадры
В Сбербанке главным достижением в истории с «ИжАВТО» считают сохранение коллектива и рабочих мест. Основная ценность любой компании, а тем более производителя автомобилей — квалифицированные инженеры и рабочие, без которых говорить о перспективах бизнеса бессмысленно. В Сбербанке уверены: теперь у «ИжАВТО» есть будущее, в подтверждение этому крупнейший банк страны заявил о намерении инвестировать в модернизацию этого завода.
Аналитики прогнозируют окупаемость этих инвестиций, поскольку объемы производства и продаж автомобилей отечественной сборки будут расти. Россияне эту схему производства машин уже оценили по достоинству. К тому же такие автомобили стоят реальных денег — сегодня все, кто производит машины (не менее 300 тысяч в год) в России, на 8 лет получают право беспошлинного ввоза комплектующих. Это значит, что высоких цен на автомобили made in Russia не будет.