Автомобилистам дали выбор: поддерживать штрафами Москву или родной регион

Достаточно превысить скорость в «чужой» области России

Кажется, неологизм «штрафономика» скоро можно будет с полным правом вносить в словарь: вот уже и в проекте федерального бюджета важное место заняли плановые доходы казны от штрафов. Именно от них во многом зависит Дорожный фонд. Так что чем меньше будут водители нарушать ПДД, тем больше брешь в этом фонде, а на дорогах, стало быть, будет больше ям и меньше фонарей. Говорить о том, что «люди — это новая нефть», банально; куда интереснее, что даже в этой незавидной позиции у нас с вами есть выбор!

Достаточно превысить скорость в «чужой» области России

Вначале о том, сколько мы, ответственные граждане России, должны будем принести в Федеральный дорожный фонд по версии Минфина. В 2024 году это 52,8 миллиарда рублей, в 2025 году — 58,4, а в 2026-м — целых 61 млрд рублей. Как видим, налицо (по крайней мере, в прогнозе министерства) значительный рост. В 2023 году плановые поступления обозначены были скромнее — 48,4 млрд рублей.

Некоторые аналитики на этом месте говорят просто: вот на столько больше штрафов с каждым годом россияне должны будут заплатить в казну, чтобы бюджет сошелся.

Если вчитаться в сам документ, доступный на портале законотворческой деятельности, дело обстоит несколько по-другому: львиная доля этой суммы формируется не штрафами, а сборами с дальнобойщиков за проезд по трассам. (Система «обилечивания» фур известна как «Платон» — помните протесты водителей по этому поводу? Ну так, невзирая на протесты, ее ввели, и она успешно работает, добавляя свою копеечку в тарифы на перевозки.)

И вот конкретно «Платон» образует львиную долю этих сборов и дает весь упомянутый рост доходов в Федеральный дорожный фонд. В 2024 году система должна дать 46,5 млрд рублей, в 2025-м — 52, а на 2026 год прогнозируется собрать 54,6 млрд рублей. Для сравнения, суммы наложенных судами и федеральными должностными лицами штрафов за нарушения ПДД в проекте бюджета на порядок скромнее: каждый год нарушители правил должны будут вносить в Дорожный фонд по 5,3 млрд рублей, причем с небольшим снижением от года к году.

Итак, что же, «штрафономики» по факту не существует? Сложный вопрос. Формально — да, не существует: все-таки авторам бюджета (который в этой части представляет собой открытый для публики документ) было бы странно закладывать в него повышение «норматива» штрафов. Это бы значило, что соответствующим ведомствам — прежде всего ГИБДД — нужно заложить в план соответствующий рост числа нарушений, а это рушит уже их собственные показатели эффективности. Поэтому, обратим внимание, цифры по штрафам за нарушения тихонько снижаются (борьба идет? а как же!).

Но есть довольно важный нюанс. Все упомянутые прогнозируемые суммы штрафов касаются Федерального дорожного фонда — в него перечисляются штрафы, наложенные судами и федеральными органами власти, учреждениями, должностными лицами. В этой фразе не зря столько раз употребляется слово «федеральный», потому что есть ведь еще и региональные штрафы. Например, за нарушение правил парковки (тут москвичи и жители других миллионников шумно вздыхают). И за превышение скорости. Правило в этом случае уже много лет одинаково: штрафы за нарушение «законодательства в сфере безопасности движения» на 100% остаются в том регионе, где они взяты.

Иными словами, в Федеральный дорожный фонд поступят штрафы за нарушения, не связанные с безопасностью движения. Это главным образом «профессиональные» административные составы — такие как перегруз, пассажирские перевозки без лицензии и тому подобное. Таким образом, тем, кто хочет помочь именно федеральному бюджету, нужно будет нарушить что-нибудь такое, что не связано с безопасностью движения. Это не так уж просто, если вы не перевозчик, а обычный автомобилист — вот потому и поступлений в масштабах федерального бюджета запланировано не так уж много (что такое 5 млрд рядом с триллионами бюджетных доходов и расходов?).

Помочь бюджету родного (или соседнего, или того, по которому путешествуешь) региона куда легче. Достаточно превысить скорость (для сбора таких пожертвований растет сеть камер — скажем, в одной Ярославской области в следующем году, как обещал губернатор, их станет на 6000 больше). Или проехать на красный свет (тут для общего удобства проводятся эксперименты с устранением «мигающего зеленого»: кто не успел затормозить — проезжает на красный). Или проехать по выделенной полосе. Или припарковаться на газоне (которым считается, в общем-то, любой грунт, не покрытый асфальтом или плиткой).

И тут суммы гораздо больше. В 2022 году всего собрали 136,8 млрд рублей дорожных штрафов — это означает, что минимум 130 миллиардов из этой суммы дали те штрафы, что пошли в доход регионов.

Сколько лет твердили миру, что наш бюджет сверхцентрализованный, что доходы нужно перераспределять в пользу регионов. И наконец, кажется, именно это и происходит. Ведь правда: львиная доля доходов при этой системе остается как раз в регионах. И идет, кстати, по большей части на благие дела вроде тротуаров, лампочек, лавочек и прочего благоустройства. А самое главное — каждый из нас может сам, совершенно индивидуально и независимо, решить, помогать своими пожертвованиями федеральному или региональному бюджету.

Можно даже не помогать никакому — если не ездить или ездить до занудности аккуратно. То есть в пределах того, что человек сам может дать государству, он имеет полную свободу принятия решений. А что до недр и заводов — у них есть свои хозяева и бенефициары, граждане-то тут причем?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29130 от 6 октября 2023

Заголовок в газете: Нарушать — Родине помогать

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру