Автостраховщики решили вернуться в лихие девяностые: с запчастями проблемы

Человек, ездящий без страховок, снова стал разновидностью нормы

Еще несколько лет назад — да буквально вчера! — неотъемлемой частью владения «свежей» иномаркой была добровольная автостраховка от угона и ущерба. В просторечии — каско. И не только потому, что без нее было практически невозможно получить автокредит, но и по вполне объективным причинам: мало ли что случится, машина-то новая, дорогая. Новости, доносящиеся с автострахового рынка, показывают, что мир изменился: похоже, ни автовладельцам, ни страховым компаниям теперь каско неинтересно.

Человек, ездящий без страховок, снова стал разновидностью нормы

Новые автомобили — ну, тут никуда не денешься: страховку продают практически одним пакетом с кредитом, а даже если покупаешь машину в салоне «на свои», за оформление каско положена скидка. В общем, недюжинная сила воли нужна, чтобы отказаться от первичной страховки. Но вот потом-то — стоит ли ее обновлять каждый год?

И ответ все чаще — «нет, что-то не хочется». Ладно бы он звучал только от владельцев, это нормально: отстегивать единоразово по сотне тысяч (в среднем) в год за каско никогда не было удовольствием, а уж сейчас, когда страховщик уже не может гарантировать быстрый дилерский ремонт оригинальными деталями, — и подавно.

Так вот, мало этого: «не хочу» раздается и с другой стороны страховой сделки. В этом году, по данным одного из онлайн-сервисов страхования, проблемы с оформлением каско возникли у тех, кто к такому совершенно не привык: владельцев трех-пятилетних машин еще недавно привычных для российского рынка марок. Не берутся страховать — и все тут; иногда пять и даже десять страховых компаний опросишь, результат нулевой.

А потому что с запчастями проблемы; едут они на тех же «корейцев» и «европейцев» медленно и плохо. Ремонт выходит или слишком дорогой для страховщика, или слишком долгий, а чаще — и то и другое. Ну и, натурально, страховые компании предпочитают не связываться.

Еще одна «группа риска» — машины тех моделей, которые часто работают в такси. Впрочем, вот это не вчера началось: таксистов и по ОСАГО страхуют с трудом, и по повышенным тарифам, а каско для них и подавно экзотическая история (если не брать корпоративные «флоты», те договариваются со страховщиками по-своему).

По каско не страхуют и дорогие машины — такие как Toyota Land Cruiser 300 2023 года, или «Мерседесы» прошлых лет — и вполне «народные», используемые в такси, как Hyundai Solaris или Haval Jolion. Критерий единственный: невыгодно для страховщика.

Ну и, наконец, то, что привезено по параллельному импорту, тоже «пессимизируется» страховыми компаниями: опять-таки понятно, зачем им такая головная боль, как поиск запчастей для «крузака» 2023 года выпуска, отродясь в Россию официально не поставлявшегося? Вот именно, проще отказать.

А между прочим, вот это самое «проще» здесь — самое скверное. Да, всякий адекватный клиент поймет, что время сейчас сложное, издержки большие, риски тоже немаленькие, а страховая компания хочет жить и зарабатывать. Ну и назовите ему цену, которая эти риски покроет, — клиент либо согласится, либо сам откажется, но страховщик-то будет «в домике» и с хорошей репутацией. Но нет: предпочитают просто отказывать. Лень или пренебрежительность? Какая, впрочем, разница.

Старые автомобили (лет от 10–15 и старше), кстати, и в лучшие времена ровно в том же стиле не брались страховать по каско. Там, правда, поясняли: ну зачем, мол, вам — стоить будет дорого, а выплата незначительная из-за «амортизации». Кроме эксклюзивных программ страхования раритетов так и было — потому никто старые машины сроду и не страховал.

Интересно, что ведь и ОСАГО — которое по закону должны оформлять вообще все передвигающиеся по дорогам — страдает от тех же недугов. Машина старше 25 лет? Не страхуем. Водитель, наоборот, младше 25? Ценник заградительный. Работает в такси? Разденем страхователя до нитки. Впрочем, повторимся, тут хоть аргументация понятна.

Хотя тоже не без казусов: попробуйте-ка, например, застраховать по ОСАГО «Волгу», которых по стране еще бегают многие десятки или даже сотни тысяч. Сотрудник страховой компании пощелкает мышкой и зачешет в затылке: знаете, мы ГАЗы страхуем только с разрешения центральной дирекции по каждому случаю. Почему, чем «Волги» провинились?! А оказывается, марка ГАЗ сейчас практически приравнена к «Газели», а грузовички страховать им так же невыгодно, как и такси.

В общем, в автостраховании революционная ситуация, прямо по классике: страховщики «не могут» — им невыгодно в условиях шаткой логистики и инфляции брать на себя обязательства по ремонту. А страхователи «не хотят»: починить машину самому или рассчитаться за небольшой урон выходит дешевле, чем страховать. Таксопарки, кстати, уже во многом перешли со страховки на «резервный фонд»: хозяину машин проще рассчитаться налом с самыми пробивными пострадавшими, чем платить гигантские страховые премии.

И если еще в середине 2010-х человек, «планово» ездящий без всяких страховок вообще, в столично-подмосковном потоке машин смотрелся маргиналом, то сейчас это уже разновидность нормы. И заодно весьма распространенный вариант морали: ну вас с вашими поборами, толку от них никакого, не платил и платить не буду, вот штраф, раз попался; и отвалите.

Конечно, мораль «цивилизованных» и сытых 2000-х пока сильна: за двадцать лет мы привыкли покупать кто ОСАГО, а кто и каско. Но бедные и азартные «новые девяностые» на дорогах, кажется, постепенно наступают. И судя по тому, что штрафы за отсутствие страховки «по камерам» так всё никак и не начнут выписывать, — похоже, государство этот тренд тоже видит. Помочь не может — но прикрывает глаза и сочувствует.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29282 от 24 мая 2024

Заголовок в газете: Конец прекрасной страховки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру