Хоккейное “Динамо” в этом сезоне изрядно удивило. И удивило неприятно. Чемпион России — и на тебе, даже в плей-офф не попал. Пришлось сражаться в турнире команд, борющихся за право остаться в Суперлиге.
И вот на этом этапе у бело-голубых наконец все стало получаться. Пошла игра — пришли и результаты. По крайней мере, задачу сохранения места в элите динамовцы уже решили. Легко и беспроблемно.
Но вот на все ли вопросы найдены ответы? Интересно ведь, к примеру, выяснить: что ждет команду в будущем? И кто встанет у руля? Ведь президент хоккейного клуба “Динамо” Сергей Сидоровский, помнится, клятвенно заверял болельщиков: если, мол, не попадаем в число двенадцати сильнейших, ухожу в отставку. Динамовцам не хватило чуть-чуть...
Собственно говоря, с этого мы и начали беседу с г-ном Сидоровским:
— Сергей Дмитриевич, так уходите все-таки или нет?
— То заявление я, видимо, сделал сгоряча. Сами подумайте: ну как я могу уйти битым?! — развел руками динамовский президент.
— Ну да, ничего другого вам и не остается: только доказать, что этот провал — лишь стечение обстоятельств. И главный, наверное, вывод — нужен совершенно иной подход к работе с командой...
— Согласен. Поэтому мы и отправили в отставку главного тренера Зинэтуллу Билялетдинова с помощниками, пригласив им на замену триумвират: Владимир Семенов—Андрей Пятанов—Мисхат Фахрутдинов. Первое, кстати, на что обратил внимание: ребята как-то раскрепостились, вздохнули посвободнее. Все-таки прежний главный был поборником слишком уж драконовской дисциплины... Вообще, у нас все теперь гораздо демократичнее. Создали, скажем, внутриклубный тренерский совет. Отныне все вопросы, связанные с приглашением в “Динамо” новых хоккеистов, решает именно он. Кто в него входит? Главные тренеры основного состава, дублирующего и дочерней команды (ТХК “Тверь”). Вице-президент клуба — Виталий Семенович Давыдов. Спортивный директор — Алексей Панфилов. Ну, и я как президент...
— В последние годы по окончании сезона “Динамо” регулярно покидает целая группа премьеров. Заменить их, как показал этот сезон, не так-то просто. Вместе с тем московский “Спартак”, наоборот, вернул в этом сезоне многих бывших лидеров... Может, и вам пойти по тому же пути — а то чего, к примеру, Виталий Карамнов бьется за Подольск?..
— Ну, видел я в деле и “Спартак”, и “Крылья Советов”. И могу вам сказать: возвращать ведущих хоккеистов — это, конечно, хорошо. Но все они ведь уже в возрасте. И для Суперлиги такого уровня игры, на мой взгляд, недостаточно. А что касается экс-динамовцев... Так все они, возвращаясь в Россию, первым делом к нам и идут. И тот же Карамнов так поступил. Другое дело, что его нынешнее состояние нас не совсем устраивает: все же много из-за травм пропустил.
— Почему бывший капитан команды Роман Ильин, вернувшись из-за границы, пошел не к вам, а в Ярославль?
— Да не то чтобы в Ярославль — а к бывшему своему тренеру Петру Воробьеву... И то — обратите внимание! — не задержался там, а вскоре проследовал в подольский “Витязь”. В команду, решающую задачи совсем другого порядка. И там он — только тень того Ильина, который играл у нас...
— А отчего расстались с другими экс-капитанами — Алексеем Трощинским, Сергеем Петренко?..
— Трощинский — безусловно, большой мастер. Но после того как он начал с нами торговаться, мое отношение к нему резко изменилось. Для меня человек, у которого на первом плане не порядочность, а деньги, — просто перестает существовать. Я уж не говорю о том, как поступили Прокопьев с Харитоновым. Пообещали, что до окончания чемпионата мира ни с кем переговоров вести не будут — а сами там же, в Питере, подписали контракты с “Авангардом”! А что касается Петренко... Сережа сейчас играет в Японии. Надо же заслуженному хоккеисту и замечательному человеку, который к тому же недавно женился, дать возможность подзаработать. К слову, могу сказать, что Петренко — один из тех, кто вполне может в ближайшее время вернуться в команду. Вот его опыт нам как раз необходим.
— Вообще-то слышали, что динамовское руководство — достаточно прижимистое...
— Уверяю вас: на будущий год мы пересмотрим контракты многих хоккеистов. В сторону увеличения, конечно.
— От “Динамо” перейдем к не менее важной теме. Грядет отчетно-выборная конференция Федерации хоккея России. Скажите, вы-то — за кого? За нынешнего президента ФХР Александра Стеблина? Или за “претендента на престол” — Михаила Безрукова?
— За Стеблина. Это опытный руководитель, обладающий большим международным авторитетом, что, кстати, немаловажно. Думаю, ему по силам вывести российский хоккей из кризиса. Но все же есть и у нас претензии к нынешнему руководству. Прежде всего — по регламенту чемпионата. Каждый год меняют — куда это годится? А в нынешнем сезоне — вообще форменное безобразие. Смотрите, что получается. ЦСКА, отчаянно бившемуся за то, чтобы попасть во вторую шестерку, не хватило одного очка. А питерский СКА, который весь первый этап, как говорится, курил бамбук, приобрел себе новых хоккеистов — и скорее всего, в отличие от московских армейцев, не напрягаясь, останется в Суперлиге...
— Так предложите свой вариант регламента!
— А вот схема у меня на столе лежит — сейчас хотим предложить ее на обсуждение президентам московских клубов. Итак: восемнадцать команд разбиты на две конференции — “Запад” и “Восток”. С командами из своей группы все проводят по четыре игры, с клубами из другой — по две. А затем шестнадцать команд играют в плей-офф.
— А еще какие претензии к хоккейным властям?
— Надо срочно пересмотреть отношения с НХЛ. Сколько можно получать крохи за наших хоккеистов?! В последние годы нам платили по 50000 долларов за каждого динамовца, перебравшегося в Национальную хоккейную лигу. Сейчас эту сумму вроде бы обещали увеличить до двухсот пятидесяти тысяч... Но ведь и этого недостаточно для того, чтобы компенсировать расходы на подготовку хоккеистов: мы вот сейчас открываем свой интернат, реконструируем по последнему слову техники базу — можете себе представить, насколько это дорогостоящие мероприятия! Поэтому предлагаю вернуться к форме взаимоотношений, существовавшей раньше. То есть в каждом конкретном случае руководители клубов встречаются и определяют: этот игрок стоит столько-то, тот — столько-то... Иначе нашему хоккею не выжить!