Атлеты по-киевски

Следуем по Крещатику до Европейской площади и сворачиваем направо. Пройдя еще метров триста, упираемся в уютный динамовский стадион. Нас встречает Лобановский. У ног Валерия Васильевича — всегда цветы. Да, киевские скульпторы запомнили тренера именно таким: на скамейке, напряженно всматривающимся вдаль. “Ты сидишь на скамейке, а мы вспоминаем любя...” — гласит надпись на бронзе.

Вспоминаем и мы — в день матча Лиги чемпионов с московским “Локомотивом” — о том, что произошло почти тридцать лет назад. На стадионе “Санкт-Якобс” в Базеле Валерий Васильевич привел команду к победе в Кубке обладателей Кубков — впервые в истории советского футбола.

До них этого не добивался никто. После успех смогли повторить тбилисцы, а потом — вновь киевляне. Но лишь 14 мая 1975-го скачок на европейскую вершину сравнивали с полетом Гагарина. На следующий день студенты всех вузов Киева организовали демонстрацию на улицах города. Тысячи плакатов, шаров, гирлянд: город на Днепре на целый день превратился в карнавальный Рио. Игроки стали кумирами мальчишек, мечтой девушек, предметом гордости для всего Союза. Судьбы их сложились по-разному: тренеры, консультанты, даже депутат Верховной рады — Олег Блохин...

А двоих не так давно потеряли. Сначала полузащитника Виктора Колотова, а в прошлом году — и Валерия Лобановского.

“В наше время все было по-другому, — часто повторяют многие творцы этой победы. — У спортсменов есть отличные условия для тренировок, но нет того запала и энергетики, которые привели к победе нас.

Мало кто знает, что за победу той весной футболисты получили по 260 долларов. Меньше двухсот рублей по памятному официальному курсу...

“Кубка могло и не быть”

У входа на динамовскую базу в Конча-Заспе Владимир Онищенко протягивает руку для приветствия. Сейчас он — тренер “Динамо-2”. А тогда, в 75-м, был одним из форвардов киевской суперкоманды...

— Присаживайтесь, хотите про семьдесят пятый вспомнить? — улыбается он. — Вот этот самый диван и эта мебель, шкафы и столик с нардами, — с того самого года сохранилась. Давайте сразу и вернемся к тем событиям. Как проходил сезон 74—75? Прежде всего была поставлена задача выиграть Кубок СССР. Финал тогда проходил в августе. Играли с ворошиловградской “Зарей”. Тяжелейший матч: основное время закончили с нулевым счетом, вышли на дополнительные полчаса... Спасибо Лобановскому с его физическими нагрузками: “Заря” выдохлась, а мы как ни в чем не бывало по полю носимся. В общем, разбили их в пух и прах — 3:0! Но все могло обернуться по-другому: за пять минут до конца основного времени их нападающий Кузнецов с нашим Женей Рудаковым один на один вышел. И — промахнулся. Не случись этого, не видать нам не то что Кубка Кубков — даже советской хрустальной “крюшонницы”...

“Бесков был от нас в шоке”

— В эпоху расцвета тотального футбола тренерский штаб должен был предложить миру для достижения результата что-то кардинально новое...

— Да, Валерий Васильевич доводил до обмороков своей “специальной общефизической подготовкой”.

Раньше, выезжая на еврокубки, мы не владели информацией о сопернике. И не без помощи властей, смотрели их игры на “закрытых” телеканалах. За такой способ добычи данных украинские власти могли поплатиться головой. Позже стали записывать матчи на видеокамеру. Роскошь, которую мало кто мог себе позволить! По тем временам обзавестись видеомагнитофоном и камерой было все равно что новой “Волгой”...

Когда Константин Бесков, тренировавший московский “Спартак”, узнал, что у Киева есть все это, он был шокирован. И вместе с тем — поймите, что мы даже не мечтали о том, что имеют футболисты сейчас. Вот недавно после тренировки в раздевалке я взял в руки бутсы одного молодого футболиста. Очень качественные, весят граммов 50, не больше. И он меня спрашивает: “Что, Владимир Иванович, нравятся?..” “Да”, — отвечаю. Этот разговор услышал администратор. Не удержался и говорит: “Бутсы-то хорошие, а вот в футбол играть вы так не умеете!”

“Пусть не сейчас, но результат придет обязательно

Осенью 1974-го динамовцы включились в борьбу за Кубок обладателей Кубков. Уже в 1/8 финала динамовцы вышли на “Айнтрахт” из Франкфурта-на-Майне.

— Даже огорчились сначала: немцы были грозным экзаменатором, — вспоминает Онищенко. — Уступая по ходу, все-таки вырываем победу — 3:2. А дома, на кураже, закрепляем успех — 2:0. И ждем весны. А весной — полуфинал с ПСВ из Эйндховена. Но, победив их дома на злости, не были уверены в конечном результате. И вот в Эйндховене пропускаем мяч, другой... Чувствую, играем с огнем. И тут минут за 10—12 на контратаке закатываем им ответный. И они останавливаются. Понимают — дефицита уже не отыграть.

— Когда было очень трудно, что вы слышали от Лобановского?

— В перерывах он не был многословен. Но никогда не забуду, как в 1974-м на базе я у него спросил: “Сколько же работы проделано — а вдруг не будет результата?..” А он спокойно ответил: “Может и не будет”. Но потом подмигнул: “И все-таки тот труд, который мы проделали, не пройдет даром. Обещаю.”

А когда мы обыграли в финале венгерский “Ференцварош”, он вспомнил об этом разговоре и произнес тост: “Видишь, Володя! Вот он — результат!” И мы по очереди пили из Кубка Кубков шампанское.

— Встречали вас как героев...

— Достаточно сказать, что возвращались мы домой на чартере. Большая по тем временам честь. Директор “Динамо” расстелила ковровую дорожку от автобуса до самых дверей. Ольгу Трофимовну вы можете сами об этом расспросить: она здесь, на базе. Лично отвечает за комнату Лобановского. Никто ее теперь не занимает: это музей.

Мама “Динамо”

Комнатка семь на восемь.Стол с открытками, схемой поля. Большой портрет Валерия Васильевича на стене. Вокруг — ни пылинки, чисто вымытое окно. Грустно и легко одновременно. Одним словом, святыня.

— Когда я пришла работать в “Динамо”, Лобановскому было 15 лет, — рассказывает Ольга Трофимовна (все игроки нежно зовут ее Олей. — Авт.). Просьба рассказать о Валерии Васильевиче вызывает у нее слезы, невольно хочется сменить тему разговора, но она продолжает. — В 1963 году начали строить нынешнюю базу, и мне не хотелось идти туда работать. Но упрашивала вся команда, и я пришла директором — так всю жизнь в Конча-Заспе и проработала. Мне кажется, Лобановский был мудрым с самого детства, еще до того, как стал играть. Много интересного, доброго, светлого было с ним связано, — по щеке пожилой женщины скатилась слеза, — а я его любила, как сыночка родного. И он — никогда меня не забывал. Всегда перед отъездом за границу спрашивал: “Оля Трофимовна, что тебе привезти?..” Он фактически одевал меня. Его жена Ада Панкратовна и дочь до сих пор меня матерью считают. Да, за Валерия Васильевича я все время молюсь, постоянно его вспоминаю. А вот недавно приснился он мне. Говорит: “Оля Трофимовна, что же это вы забыли мне чистое полотенце положить?..” Я поехала в город, купила два полотенца и отнесла в церковь. Я недавно на ступеньках упала и стала инвалидом — мне ведь уже 86 лет, все боялась, что с работы теперь прогонят. Но меня успокоили. Так что все в порядке — только вот по сыночку моему скучаю...

“Первый тайм мы уже отыграли...”

Где сейчас остальные игроки легендарной команды? Как сложились их судьбы? Основная масса ребят того состава остались в Киеве. Евгений Рудаков работает в “Динамо” с вратарями, Стефан Решко преподает в академии МВД на кафедре физического воспитания, Владимир Мунтян раньше был главным тренером симферопольской “Таврии”, а сейчас временно не работает. Владимир Веремеев — селекционер, Михаил Фоменко вернулся в харьковский “Металлист”, Петр Слободян — главный тренер киевского клуба “Оболонь”, Анатолий Коньков и Виктор Матвиенко — тоже в деле.

Леонид Буряк — главный тренер украинской сборной (правда, сейчас, после того как команда не пробилась на Евро-2004, вовсю поговаривают о его отставке).

— Мы часто встречаемся, — рассказывает еще один из авторов той победы 1975-го Владимир Трошкин (он трудится в Федерации футбола Украины). — А вот Витя Колотов... Огромная для меня потеря, ведь мы же с Витькой рядом жили — между нашими домами метров сто было. Дружили с самого детства, хотя и очень разные: он молчаливый, а я все время ругался, если мне что-то не нравилось. Я мог вспылить, а он — никогда. Все держал в себе, глотал обиды. Вот и не выдержало сердце... Такие порядочные люди, как он, раз в сто лет рождаются. Колотов и Лобановский были чем-то похожи: друзей не предавали, в любое время приходили на помощь. — Что вам лично дал этот результат?

— В институте здорово помог. Идем мы с Блохиным на экзамен, абсолютно не готовые. Профессор видит, что спросить у нас нечего, — и переводит разговор на футбол. Поговорили мы по душам, забирает зачетки. За дверью смотрим — там по пятерке стоит!

...А с вратарем Евгением Рудаковым и вовсе вышел казус. “После той победы дали мне звание заслуженного мастера спорта. А когда вручили, до всех дошло, что у меня “мастера международного класса” нет. Все равно что после лейтенанта майора получить...


P.S. “МК” выражает благодарность за помощь в подготовке материала пресс-атташе ФК “Динамо” Сергею Полховскому.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру