Плохо сидим

Весть о том, что в Москве задержаны двое граждан экзотического Катара, которым “предъявлено обвинение в связях с незаконными вооруженными формированиями на территории России”, вызывает скептическую улыбку. Уж слишком явная связь с арестом двоих наших сотрудников спецслужб, удерживаемых в Катаре по подозрению в ликвидации террориста Яндарбиева. Ясно, что Москва собирает козыри, чтобы вытащить своих. На это брошены силы и официальной, и неофициальной дипломатии. Похоже, что в дело вмешался и лично Путин. Для него этот скандал — удар по личной репутации. К тому же президентские выборы на носу. Хотя, скажем прямо, Россия — не Америка. Там, говорят, специально к президентским выборам заготовили плененного в Афганистане бен Ладена. Пока, мол, прячут, чтобы, когда нужно, — подать публике на блюдечке с голубой каемочкой и поднять пошатнувшийся авторитет Буша.


Путин в такой рекламе не нуждается. Была ликвидация Яндарбиева делом рук российских спецслужб или нет — в любом случае на исход президентских выборов в России это никак не повлияло бы: слишком слабы нынешние политические соперники ВВП. А вот то, что двое якобы исполнителей сели в Катаре, косвенно ударило по Путину. Секрета нет: силовики сегодня — главная опора Путина внутри страны. В этом его реальная сила и его же слабость. Потому что нынешняя силовая элита внимательно следит за тем, как Путин разрубит катарский узел: сдаст “своих” или не сдаст. Если сдаст — это лишит его доверия силовиков. А поскольку за ВВП твердо укрепился авторитет человека слова, то, очевидно, отступаться от “своих” он не станет. Следовательно — не сдаст.

“Россия будет защищать интересы наших соотечественников, в том числе в случае необходимости и в катарском суде”, — заявляет сегодня МИД РФ. Уже и группа российских адвокатов прибыла в Катар.

Но на этом силы официальной дипломатии себя исчерпали. Поэтому в дело вступила неофициальная. Публичное признание, что трое наших сотрудников спецслужб задержаны в Катаре (впоследствии один, обладавший дипстатусом, был освобожден), прозвучало из уст и.о. министра иностранных дел Игоря Иванова утром 26 февраля, когда сам Путин прибыл в Красноярск с рабочей поездкой. А вечером того же дня по московскому времени и утром — по вашингтонскому Путин имел неожиданный разговор с Бушем. Странный, не ко времени разговор об “иракской проблеме”. Можно предположить, что Ирак был лишь прикрытием истинной цели разговора, в котором Путин пытался убедить своего американского коллегу повлиять на Катар, чтобы вызволить двоих незадачливых российских джеймсбондов. У США рычаги воздействия на крохотный Катар есть: вспомним хотя бы, что здесь расположен центр американской силы в Персидском заливе — мощная военно-морская база, пополняющая скудный катарский бюджет звонкой монетой.

Словом — механизм неофициальной дипломатии завертелся на всю катушку. Понадобилась и разменная монета — на случай, если Катар упрется. И она нашлась: двое задержанных в Москве катарцев — якобы за связи с чеченскими сепаратистами. МИД Катара устами “Аль-Джазиры” поспешно дал понять, что эта парочка — невинные спортсмены, члены олимпийской сборной по борьбе, которые находились в российской столице проездом в Сербию. Причем в Россию они прибыли из Белоруссии. Если взглянуть на карту — где Катар, где Сербия, а где Москва, — то получается, что для поездки на Балканы спортсмены выбрали слишком уж сложный маршрут. Темная какая-то парочка.

Это, очевидно, только начало тайных операций по обмену “ваших на наших”. Какие еще козыри будут выложены на торгах? Пара боевых самолетов российской сборки для катарских ВВС? Еще что-нибудь из того, в чем Доха испытывает дефицит? Но Катар пока держит паузу. Там, возможно, уже и не рады, что схватили двоих русских. Скандал и неприятности нарастают как снежный ком. Но пока Дохе приходится сохранять лицо. Оставить громкий теракт на своей территории без последствий Катар не может, и пока не найдены другие подозреваемые (или другая разменная монета с российской стороны), наши будут сидеть.


ИЗ ДОСЬЕ “МК”:

В календаре предолимпийских соревнований по борьбе Сербия упоминается один раз: 26 февраля в город Нови Сад открылся чемпионат по греко-римской борьбе. В списке участников команда Катара отсутствует. Тем не менее, по данным FILF, более 10 катарцев имеют международную квалификацию в этом виде спорта.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру