ВВП бросил экономику

Пятничное совместное заседание расширенных коллегий Минфина и Минэкономразвития ждали с особым интересом. Президент Путин должен был определить экономические цели страны на следующие четыре года. А министры — объяснить, как эти цели могут быть реализованы. Перед коллегией прошло несколько совещаний у ВВП с участием Фрадкова, Кудрина, Грефа, Козака — планировалось все сразу: не только речь президента, но и меры, предлагаемые министрами-экономистами.

В роскошно отреставрированном зале Минфина собрались почти все госуправленцы российской экономики. Бросалось в глаза присутствие в первом ряду вместе с “экономистами” министра обороны Сергея Иванова.

Первыми на сцену вышли премьер, министр финансов и министр экономического развития (президент задержался до специального объявления). Кудрин, на правах хозяина, сделал приглашающий жест — мол, садитесь за стол президиума. Но, несмотря на это, Фрадков казался хозяином ничуть не меньшим, чем Кудрин. Он и представил доклад президента.

Путин говорил коротко, очень энергично — будто не с гражданскими чиновниками, а с военнослужащими. Он сформулировал несколько стратегических целей.

1. Бюджет должен формироваться не из возможностей, когда траты подгоняются под существующие средства. Он должен формироваться исходя из стратегических целей государства, когда под выбранные приоритеты определяются необходимые суммы. Надо сказать, что эта цель стоит перед Минфином довольно давно, но до сих пор так и не решена.

2. Бюджетная система должна быть более сбалансированна. Выделение льгот должно быть не всеобщим, а адресным и справедливым. Должны стимулироваться усилия граждан по накоплению пенсий, а также предприниматься меры, чтобы квалифицированные кадры были заинтересованы в более позднем выходе на пенсию.

3. Необходимо продолжить налоговую реформу. Единый социальный налог должен быть снижен, изменены налоги на имущество, предприняты меры по постепенному изменению системы взимания налогов на природопользование. ВВП жестко потребовал, чтобы первые проекты налоговых изменений уже в апреле поступили в Думу. Как о следующем шаге, по мнению президента, надо думать о дальнейшем снижении НДС.

Главная задача, выдвинутая Путиным в конце, формулировалась чрезвычайно просто: люди должны начать жить лучше не в какой-либо перспективе, а прямо по ходу проведения новых реформ. Они должны видеть, что их жизнь налаживается. Необходимо резко сократить количество бедных в стране. И даже самые непопулярные действия должны быть объяснены и в Думе, и в широких дискуссиях с общественностью, чтобы доказать, что уже в ближайшее время рядовой гражданин получит выгоду от их проведения. В то же время вся экономика страны должна войти в прорыв. Этого ждут люди, и этого обязательно надо добиться.

Премьер Фрадков как-то очень по-советски сказал, что правительство настроено выполнить поручение президента и обеспечить экономический прорыв. Впрочем, он по-прежнему смотрелся очень уверенно и выглядел вполне солидно.

После Путина с двумя долгими программными докладами выступили министры Греф и Кудрин. Как можно было понять из доклада Грефа, для проведения необходимых реформ в российской экономике необходимо около 450 миллиардов рублей. Такие траты не за счет населения возможны только в том случае, если рост экономики ежегодно будет не меньше пяти процентов. До сих пор три четверти роста нашей экономики обеспечивают высокие цены на нефть. Ситуацию необходимо изменить, чтобы быть застрахованными от их падения. В случае успешного проведения предложенных мер Греф обещает за три года уменьшение количества бедных вдвое (за прошедшие три года бедных стало меньше на десять миллионов, но их по-прежнему больше 30 миллионов человек — и это по официальной статистике!). Также должна вырасти конкурентоспособность нашего производства, что важно для того, чтобы “ослабить нефтяную удавку”.

К докладу Алексея Кудрина предполагалось 42 слайда. В нем министр финансов сообщил, что единый социальный налог будет снижен на пять процентов. Тем самым у предприятий останется 280 миллиардов рублей, которые раньше изымались в бюджет. Кудрин подчеркнул, что никакого прямого или косвенного повышения подоходного налога не будет. Граждан не заставят насильно откладывать себе на пенсию. В то же время будет предложено много стимулов, чтобы такое накопление все-такие происходило. Так, например, для тех, кто получает самую небольшую зарплату, на каждые четыре процента добровольных пенсионных накоплений государство будет доплачивать к ним две тысячи рублей. Вообще пенсионный раздел стал одним из самых объемных в выступлении министра финансов. Кудрин пообещал, что те граждане, кто будет выходить на заслуженный отдых в 65 лет, а не в 60, смогут получать пенсию на 65—70% больше. Когда уходить и за сколько — личный выбор каждого.

Также Кудрин предложил пока не переходить к обложению нефтяных компаний с учетом плюсов и минусов добычи на каждой скважине. Это в принципе прогрессивно и правильно — одним легче добывать, другим — труднее, а налог все равно идет с каждой проданной тонны. Но если сразу перейти на новую систему, то это может привести лишь к увеличению коррупции. Поэтому к этой цели надо идти в течение ближайших нескольких лет. Причем налог с каждой тонны продаваемой нефти должен быть чуть-чуть изменен. При пересечении цены 18,5 доллара за тонну нашей нефти Urals он должен быть чуть-чуть выше, чем сейчас. Если же цена упадет ниже 18,5 доллара, то и налоги будут чуть ниже. Алексей Леонидович предполагает, что без всякого вреда для отрасли инвестиций в нефтяную промышленность удастся собрать около двух миллиардов долларов.

В то же время Кудрин признал, что просто фискальная политика уже не может удовлетворить требованиям момента. Почти все возможности увеличить поступления в бюджет без заметного роста экономики — использованы. Поэтому необходимо переходить к мерам, которые этот рост могут поддержать.

Путин задал обоим министрам ряд вопросов. Чувствовалось, что он знал эти доклады заранее. И его вопросы должны были подчеркнуть социальное значение тех или иных мер. Скорее ответы на эти вопросы были нужны не самому ВВП, а телезрителям, которые, по логике президента, должны были понять, что они получат от тех или иных мер. После выступления Кудрина Путин предложил внепланово выступить министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову. Зурабов очень лестно отозвался о выступлениях своих коллег, но из его диалога с Путиным стало ясно, что он был одним из оппонентов и Грефа, и Кудрина. В частности, именно он настаивал на том, чтобы не было никаких обязательных выплат в пенсионные фонды. Путин еще раз подчеркнул, что основная роль Зурабова — контролировать усилия своих коллег из экономического блока, чтобы их действия не шли за счет населения. За это Зурабов должен ответить лично.

В самом конце президент поблагодарил сотрудников обоих министерств за то, что за эти три года удалось добиться повышения жизни людей в стране (их реальные доходы выросли в полтора-два раза) и уменьшения количества бедных. Он дал понять, что Родина их усилий не забудет и госнаграды уже ждут своих героев.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру