Вы можете махать руками и не соглашаться, но для меня чемпионат Европы — самый замечательный футбольный турнир. На мой вкус, он куда лучше чемпионата мира. Не говоря уже о турнире олимпийском.
Если честно, он привлекательнее Лиги чемпионов и Кубка УЕФА. Родной чемпионат страны — вне конкуренции, тут столько личной боли, что и говорить не о чем. Ну кто, скажите, гордится своими болезнями? Гордятся, когда удалось выздороветь...
Сколько сказано прогрессивных мыслей о том, как развивается футбол в Африке. Сколько шума вокруг подъема футбола в Азии! Даже в США заиграли в европейский футбол, хотя не все коренные американцы об этом знают.
И в самом деле, африканский футбол развивается. И в Азии есть подвижки в этом вопросе. Но, знаете, все не то, не греет. Если совсем уж начистоту, то и футбол Южной Америки не слишком интересует, тем более что все или почти все приличные южноамериканцы давно играют в Европе.
Европейцы смотрят на потуги иных континентов не то чтобы свысока, а так, между прочим... Развиваетесь? Ну-ну... Чемпионат мира эти “ну-ну” подтверждает. Турнир, лишенный пропорций, напоминает кушанье, которое устаешь жевать. Проходных матчей так много, что поневоле хочется выйти на воздух, перекурить, отвлечься. Главное же в том, что классный футбол растворяется в играх совсем уж будничных, пресных, смешных. Об этом, кстати сказать, рассказывается в песне группы “Чайф” про вредную Аргентину и страдалицу Ямайку.
Лишь на финишной прямой, когда о развитии футбола в мире говорено достаточно, европейская и бразильская школы показывают себя во всей красе и дерутся за чемпионство.
Футбольные политологи усердно стирают барьеры между странами и народами. Они говорят: клубы, а не сборные! И тоже вроде бы верно. Клубы — сами по себе сборные, в клубах сосредоточены большие деньги. Но... Чемпионат мира среди клубов проваливается. Лига чемпионов собирает меньше зрителей, чем национальные чемпионаты.
И только турнир Старого Света, компактный и продуманный, непредсказуемый и азартный, берет зрителя полностью.
Шестнадцать лучших команд, разбитых на четыре группы, — идеальное условие турнирного ритма. Лучшие команды проводят по шесть матчей, но и худшие участвуют в трех! Формула скоротечна, но без головокружения. Главное — скучать некогда, потому что проходных матчей почти нет.
Высокий уровень отбора позволяет собрать в финальную часть действительно сильнейших. Причем двенадцать из шестнадцати, как правило, коллективы высокой футбольной культуры.
Чемпионат Европы — это футбольный Лувр, Третьяковка и Эрмитаж. Здесь во главе угла классика жанра. Здесь твои хорошие знакомые встречаются в таком изобилии, что не успеваешь и дух перевести.
Вы заметили, пока махали руками, как памятны чемпионаты Европы и как сливаются между собой мировые первенства?
Как ни крути, но футбол в первую очередь европейский спорт. То есть наш с вами.