Прощай, оружие!

В то время, когда в Португалии с хрипом, нервами и неистребимым до самого конца оптимизмом умирали наши хрупкие надежды на выход российской сборной из группы, абсолютно тихо, но решительно в Голландии умерла знаменитая и любимая всеми фигуристами “шестерка”. Прошедший в Швенингене 50-й конгресс Международного союза конькобежцев (ИСУ) все-таки принял новую систему судейства.

Впрочем, все к тому и шло. И последний чемпионат мира по фигурному катанию словно прощался со столь любимой и желанной оценкой — судьи не скупились на высший балл, “шестерки” раздавались, как осенние листья для памятного гербария группы сильнейших. А зрителям хотелось верить, что сильные фигурного мира не загрузят их коэффициентом сложности элементов, не отнимут понятные и привычные оценки, не лишат их хотя бы видимости того, что болельщик тоже участвует в процессе оценки. Ведь когда видишь, например, оценку 5,4 — уровень спортсмена, его потенциальное место ясны, и можно аплодисментами, свистом или улюлюканьем выразить свое “одобрямс” или не очень. А когда видишь какой-то набор цифр — понять ничего невозможно до самого конца.

Более того, часто и в конце понять ничего невозможно. Помните шокировавший всех случай в финале “Гран-при” прошлого года, когда Евгений Плющенко проиграл канадцу Эммануэлю Сандю, которого и как соперника-то никогда не рассматривал. Почему проиграл? Потому что сделал сложнейший каскад прыжков, который был “лишним”, и не сделал элементарный тройной сальхов. За что был наказан крупной потерей очков.

Схематично все выглядит примерно так. Каждый элемент нынче имеет свою стоимость, которая заложена в разработанных таблицах. Судьи оценивают качество исполнения, и стоимость может увеличиваться или уменьшаться. Перед соревнованием каждый спортсмен сдает список элементов, которые он собирается выполнить. Список переводится в очки, и сначала на табло появляется предполагаемый результат спортсмена. Потом — реальный. Элементы имеют уровни сложности. Поэтому реальный результат может быть выше планируемого. Затем на табло появятся результаты за все элементы вместе. Окончательный итог — сумма очков в короткой и произвольной программах.

Судьи анонимны. В число специалистов, отслеживающих ход соревнования и отмечающих элементы программы, входят: технический специалист, технический контролер и второй технический специалист. В задачи первого входит выявление элементов в программе и определение их сложности. Работа специалиста — а это обязательно или фигурист международного уровня в прошлом, или судья — позволяет судьям оценивать исключительно качество исполнения элементов. Контролер и второй специалист поддерживают первого, чтобы обеспечить немедленное исправление всех ошибок. Контролер имеет право аннулировать запись элемента, сделанного специалистом, если сочтет, что она неверна. Работа каждого специалиста затем сверяется с аудио- и видеозаписью соревнований.

Вот такая дорогущая и непонятная простым смертным фигня. То есть теория нового судейства. Инициатор перемен — президент ИСУ Оттавио Чинкванта, делая вид, что пытается прекратить скандал с несправедливым вручением второго комплекта наград на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити канадцам Сале—Пелетье, проигравшим нашим Бережной—Сихарулидзе, поджег фитиль новых правил, видимо, не очень понимая, во что ввязывается. А может, как раз очень хорошо понимая: на самом деле скандалы ведь никогда не притупляли народного и рекламного интереса — наоборот, усиливали его в десятки раз.

Правда, пока даже судьи не очень вросли еще в новую систему и видят многие сложности. Они жалуются и на то, что система отнимает очень много сил, а отсудить, не отводя взгляда, по тридцать участников на чемпионате мира просто невозможно. На то, что техника выходит из строя. На то, что она безумно дорогая. И так далее… Проблем много, но самая главная для нас на сегодня, когда уже поздно махать кулаками, — та, что Россия первая примет чемпионат мира без “шестерки”. Москва встретит в следующем году мировое первенство. Мы бы и без новой системы судейства были неспокойны, чемпионаты такого уровня по фигурному катанию еще не проводили, а так — дополнительная головная боль.

Но все стоны и вздохи сожаления нынче бессмысленны. Долгие годы “шестерка” была хорошим эмоциональным оружием и зрителей, и судей, и спортсменов. И все-таки умерла при голосовании в Голландии. Россия была “против”, “за” выступили американцы и канадцы. Им, видимо, кажется, что теперь выиграть у русских будет легче.

Они нас недооценивают. Базовая оценка нашей приспособляемости высока чрезвычайно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру