Что-то сломалось. Каждый, кто следит за политическим процессом в стране, не может этого не замечать. И без того никогда не отличавшаяся тонкостью исполнения, наша власть и вовсе повела себя как слон в посудной лавке. Но еще хуже: она вовсе перестала задумываться хотя бы о видимости соблюдения норм приличия.
Только на прошедшей неделе отвратительный запах дурновкусицы буквально сшибал с ног. Не успели Владимира Кулистикова назначить главой НТВ, как он тут же “зачистил” информационное пространство. Не стал дожидаться конца сезона, не сказал даже каких-то ритуальных слов. Просто взял и заявил, что все программы, которые в силу своего жанра и авторов не контролировались очень жестко, просто не будут выходить.
В попытке развалить компартию, которая уже давно потеряла агрессивность 90-х, политические менеджеры из Кремля не просто организовали съезд раскольников. Они выключили свет в зале, как только начал выступать Геннадий Зюганов. А его сторонников же спецслужбы возили по МКАД, чтобы они не смогли зарегистрироваться на мероприятии и тем самым подтвердить легитимность своего лидера.
Два политтехнолога, связанных с Администрацией Президента, в один день “прокинули шар” об отмене при голосовании графы “Против всех”. Граждан, очевидно, пытаются лишить свободы выбора: или действующая власть, или никто.
“Идущие вместе” проводят какую-то кампанию по дискредитации газет. Сами же за деньги разместили через рекламные агентства какие-то условные фразы в нескольких влиятельных изданиях, после чего устраивают пикеты: “продажных журналистов под контроль”. По замыслу и исполнению — дешевая провокация дешевых людей. Даже обидно думать о том, что санкцию на эту акцию давали в Администрации Президента.
Список можно продолжать. Действия эти не только непорядочны по содержанию. Они просто чудовищны по форме. Еще недавно люди, отвечающие за внутреннюю политику, не могли себе такого позволить. Сейчас — могут. Ограничителей после выборов, похоже, не осталось никаких.
И, несмотря на кажущиеся успехи, эта проявившаяся эстетическая ущербность означает резко снижающуюся эффективность кремлевских политических менеджеров. Они выбирают самые простые варианты, считая их наиболее действенными. Но это требует отказа от многих заявленных четыре года назад целей. И многих компромиссов, которые раньше казались бы недопустимыми. Но самое удивительное — вся эта конструкция будет работать только до первого серьезного вызова.
Цель власти понятна: ей не нужна даже слабая оппозиция. Оппозиции просто не должно быть. Недостаточно контролировать ситуацию в целом. Ее надо “держать” полностью, не допуская никакой самодеятельности. Какое там гражданское общество — все эти “бредни” давно забыты.
Зато сквозит сверхидея, достойная и обер-прокурора Победоносцева, и ЦК КПСС. Жизнь в стране должна быть абсолютно “без ветерка”, никто не должен выделяться. Есть великое государство и власть от Бога. Режим должен простоять лет пятьдесят, и элита — строго говоря — не должна обновляться.
Если спросить кремлевских администраторов, к этому ли они стремятся, то большинство искренне ответит, что нет. Хотя есть люди, которые все понимают и ведут эту линию сознательно. Сейчас для них — удобное время.
Одна беда: стратегически — даже если цель будет реализована железной рукой — Россия от этого только проиграет. Во-первых, потому, что государство не в состоянии обеспечить экономический прорыв даже при самой благоприятной внешней конъюнктуре. А самостоятельный бизнес становится первой русской жертвой чиновничьего государства. Во-вторых — в России это уже было не раз, — чем больше сначала “замораживаешь” политический процесс, тем сильнее он потом “взрывается”. Устойчивыми оказываются только гибкие, меняющиеся, обновляющиеся структуры.
Тем более на этот раз несущие балки режима куда как слабее, чем при советской власти. В основе КПСС была жесткая привлекательная идеология. А в основе “Единой России” — конформизм, номенклатурная корпоративность и страх. “ЕдРо” хороша, пока все в порядке. Если “процессы пойдут” — такой заслон ничего не остановит.
А такое развитие событий вовсе нельзя исключать. Президент — основной фундамент нашей политической стабильности — как-то подрастерял свою смелость. На прошлой неделе он очевидно дистанцировался от всех острых и неприятных тем. Он ничего не говорил (и не говорит) об отмене льгот, банковском кризисе, сознательном доведении до банкротства ЮКОСа, ситуации вокруг Южной Осетии...
В 99-м, став премьером, он взял ответственность на себя — загнал ваххабитских бандитов в горы. Путин рискнул и выиграл. Сейчас он боится рисковать. Но это ловушка: не идущий вперед очевидно оказывается сзади. Не отвечая на вызовы, он не сохраняет рейтинг, а теряет его. Не может быть популярным президент, избегающий самых больных и острых тем.
Провисание президента тем более опасно, что он сам сознательно расставил на все руководящие посты людей гораздо слабее себя. Уже очевидно, что и премьер, и спикеры с благословения начальника с удовольствием сняли с себя всякую ответственность за судьбу государства. Любое серьезное дело — не их, на все есть воля господня. И если что-то изменится, то они не сумеют взять часть нагрузки на себя. Ведь и при благоприятной обстановке они “проскальзывают”. А в кризисной ситуации их просто “не будет”.
Если ничего не изменится, то перспективы кажутся довольно мрачными. Чем больше будут “зачищать” пространство, тем больше будут лишать выбора, тем большее раздражение этот порядок станет вызывать хотя бы у сколько-нибудь активных, самостоятельных людей. Людей, которые только и могут вытащить страну. Любой путинский преемник будет ощущать сильное противодействие.
В условиях отсутствия выбора общественная энергетика неизбежно начнет перетекать в любую оставленную альтернативу. И самый невзрачный партийный гомункулус, искусственно выращенный как жупел для общества, в момент окажется независимой и мощной политической силой. Если исходить из нынешних реалий, то Кремль в качестве жупела, доказывающего безальтернативность “Единой России”, выращивает “Родину”, которую многие считают полуфашистской. И уже сейчас наиболее агрессивная и националистическая часть КПРФ видит свое будущее в “Родине”.
Конечно, пророчества Кассандры не могут быть популярны, особенно пока все “под рукою и на века”. Кажется, что процесс можно проконтролировать. Но когда лед тронется, его не остановить никаким ТВ-каналам. А те, кто думает, будто реально остановить время, — неисправимые романтики. Жаль только, что с этими “новыми Победоносцевыми” может снова провалиться и вся Россия.