Гвардии санитар

Началось! С сегодняшнего дня над гражданами, достигшими 18 лет, нависла военная угроза. Но в этот раз — впервые! — не над всеми. Отныне, если ты не хочешь испытать на себе прелести “дедовщины” или религия не позволяет взять в руки оружие, бери швабру и иди драить больничные коридоры. Закон об альтернативной гражданской службе разрешает такую замену.

По данным Комитета по обороне Госдумы, заявления о замене военной службы на альтернативную подали около тысячи призывников. Ну а пока они только готовятся отдать Родине гражданский долг новым, нетрадиционным способом, корреспондент “МК” провел на альтернативном боевому посту сутки — в качестве санитара в одной из московских больниц, которая входит в список организаций, где такая служба разрешена.

Добро пожаловать в ад

Главный врач, разрешивший мне поработать санитаром, но из этических соображений попросивший не указывать номер лечебницы, мило улыбается: “Добро пожаловать в ад!”. Хороший доктор. Между прочим, заслуженный врач России.

9.00. Начало смены. Приступаю к своим обязанностям “санитара приемного отделения больницы скорой помощи”. Я — низшая ступень в больничной иерархии. Последняя медсестричка может мне указать, что делать. Перевозить на инвалидном кресле больных на рентген, УЗИ и обратно, развозить госпитализированных по корпусам больницы — это все буду делать я. Этакий рикша в белом халате.

9.35. Первая “клиентка”, бабушка лет 80, передвигается с трудом. Помогаю ей взгромоздиться на кушетку в кабинете УЗИ. Доктор задирает ей халат, я невольно отворачиваюсь...

10.00. В награду за терпение со второй пациенткой повезло. Миловидная студентка доставлена с подозрением на аппендицит.

11.15. Отвез еще одну старушку в отделение урологии, перетащил ее с кресла на кровать, уложил, помог донести вещи. Дочь бабули запихивает мне сторублевку в карман халата.

Кое-как отбиваюсь от купюры. Женщина рассыпается в благодарностях. Теперь будет думать, что санитары — святые люди, работают за копейки и взяток не берут. На самом деле еще как берут! Охранник мне рассказал, что санитар, которого я сменил, за сутки сделал “норму” в 500 рублей.

12.05. Пациентов становится все больше. Присесть некогда. Обедаю на ходу больничным супчиком и макаронами, чай попить не удается.



Ночной дозор

15.00. Ноги от постоянной ходьбы загудели, но в целом работа несложная. Только запахи… Постоянно хочется помыть руки, что я и делаю через каждые 10—20 минут. Это притом что еще бомжей в мой рабочий день не было. Ведь их санитары обязаны вымыть в ванной и обработать “на педикулез” (т.е. вывести вшей).

— Зимой привозят обмороженных — страшно смотреть. Или, бывает, наблюют в смотровом кабинете, а нам убирать, — расписывает мне “прелести” своей работы одна из санитарок.

— У нас тяжело только то, что дежурства по ночам, а в отделениях санитарки и судна выносят, и подмывают больных, — продолжает другая.

21.00. Усталость все сильнее, а ведь это только половина смены. Больных, на счастье, становится поменьше. Можно было бы и отдохнуть, но в обязанности санитара входит влажная уборка.

23.35. Помогаю дойти очередному пациенту до отделения. Передаю историю болезни медсестре, та кокетливо улыбается.

— Вы наш новый дежурный врач?

— Нет, санитар.

Интерес ко мне тут же пропадает.

0.20. Старуха в невменяемом состоянии, не узнает своих родных, с шумом выдыхает воздух. В отделении неврологии таких полно, они лежат привязанными к постелям. Перекладываем старуху с каталки, на клеенке мокрое пятно.

— Надо было памперсы взять, — внушает медсестра родственникам.

3.00. Новых больных нет, меня отпускают подремать. Ложусь на кушетку и тут же проваливаюсь в сон.



Другой альтернативы нет

Впрочем, альтернативно послужить Родине можно не только санитаром. Минтруда РФ своим постановлением утвердило перечень видов работ, профессий и должностей, подходящих для альтернативной службы.

Всего таковых в длинном списке аж 283. Есть среди них и довольно экзотические, как, например, артист балета, хора или оркестра, звукорежиссер. А есть и вовсе странные — зуборезчик, аэролог или — как серьезно! — “оператор главного пульта управления”. Вот где только этот пульт находится — не указано.

Интересно, что альтернативной может быть и профессия “корреспондент газеты”. Видимо, в Минтруда, следуя Маяковскому, к штыку приравняли перо.

В основном же в списке значатся слесари, токари, сварщики, лесорубы. Есть служащие — инженеры, программисты, делопроизводители и т.д.

Утвержден и перечень организаций, где нужны рабочие руки “альтернативщиков”. Таковых 723 по всей стране — от Москвы до Чукотки. В основном это больницы, реабилитационные центры, нарко- и тубдиспансеры, детские дома и дома престарелых, другие социальные учреждения, немало строительных управлений, а также лесхозов. Нужны рабочие руки в организациях Минобороны, Минюста, Минприроды, Минтруда и, как уже говорилось, Минкультуры.

В отличие от солдат, которые находятся на полном государственном обеспечении, “альтернативщику” придется существовать только на зарплату — от 600 до 3 тыс. руб. в месяц. Если же он сбежит раньше окончания срока службы, определенного законом (от 18 до 42 месяцев), то может и на нары загреметь.



Докажи, что пацифист

Как стать “альтернативщиком”?

Тот из призывников, кто захочет служить альтернативно, должен подать заявление в свой райвоенкомат за 6 месяцев до призыва. Т.е. те, кто должен пойти служить в нынешний осенний призыв, подавали заявления до 1 апреля, а те, кто будет призываться следующей весной, должны были написать заявления до 1 октября.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы или учебы. Также призывник может привести в военкомат людей, согласившихся свидетельствовать, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Доводы призывника и его свидетелей рассматривает призывная комиссия, в состав которой помимо работников военкомата входят юрист, представитель духовенства, местной администрации и центра занятости населения. Если эти доводы покажутся членам комиссии убедительными, призывнику разрешат служить альтернативно.

Как только наступает срок призыва, будущий “альтернативщик” проходит медосмотр, получает предписание о явке к месту будущей службы, удостоверение гражданина, проходящего АГС, и воинские перевозочные документы — такие же, как у солдат. К месту службы “альтернативщик” отправляется своим ходом (без сопровождения, в отличие от призванных в армию). Альтернативная служба, как и срочная, экстерриториальная — то есть призывника из родных мест могут загнать туда, куда Макар телят не гонял.

...Как правило, “альтернативщиков” насильно в армию не тянут; в военкоматах считают, что те, кто решили заменить военную службу на гражданскую, наказывают сами себя.



Каждому воздастся

“МК” провел опрос будущих “альтернативщиков”-москвичей. В основном это ребята из семей верующих. Трудно сказать, что будущая альтернативная служба вызывает у них восторг. Скорее юноши относятся к ней как к тяжкому кресту, который им предстоит нести.

Николай, 19 лет (член секты свидетелей Иеговы).

— Христос говорил: “Взявший меч от меча и погибнет”. Поэтому я не могу носить военную форму. МЧС тоже не подходит, это военизированная организация. А вот санитаром или в коммунальных службах — пожалуйста, я согласен на любую грязную работу. А вообще я считаю закон об альтернативной службе слишком суровым, это как наказание: 3,5 года ты должен находиться далеко от дома.

Дмитрий, 21 год (безработный, перебивается случайными заработками).

— У меня негативное отношение к армии потому, что там беспорядок, “дедовщина”, избиения и все такое. Я так и объяснил призывной комиссии, и мои доводы сочли разумными. К закону об альтернативной службе отношение сложное, все-таки служить дольше, чем в армии. Но надо же быть полезным обществу. Родители мое решение поддерживают.

Константин, 17 лет (христианин-баптист).

— В военкомат я представил документ из нашей церкви о том, что являюсь прихожанином. Церковь наша официально зарегистрирована, и вопросов не возникло. Сейчас я, правда, поступил в институт, и теперь у меня отсрочка на 5 лет, а потом пойду на альтернативную службу, как и обещал.

Отсрочку от призыва получили еще трое из опрошенных. Двое поступили в училище, а у одного родился ребенок.

Всего же в этот призыв в Москве было подано 26 заявлений о замене военной службы на гражданскую. Военкоматы рассмотрели 18 (8 человек не явились на комиссию).

Положительное решение принято в 15 случаях (3 — по убеждениям, 12 — по вероисповеданию). Двоим отказано, а еще один призывник в последний момент передумал — решил идти на военную службу.



Комментарий экспертов

Мнение правозащитника

Сергей Сорокин, участник движения за демократическую АГС:

— Недостатки закона об альтернативной службе можно использовать тем, кто вообще не хочет идти ни на какую службу.

К примеру, в законе прописано: заявления о замене службы нужно подать в военкомат за полгода до призыва. Ничего подобного. Заявление можно подать и за месяц, и за неделю, и даже за два часа, и его обязаны будут рассмотреть, потому что право на замену военной службы гражданской записано в Конституции. Начнется разбирательство, и призывник получит отсрочку минимум до следующего призыва — на полгода.

Предлагают идти низкоквалифицированным рабочим, а призывник, скажем, программист. Нужно спорить и по этому вопросу.

И, наконец, зарплата. Она должна превышать прожиточный минимум хотя бы в 2 раза. Если меньше — надо жаловаться.


Мнение военного

Владимир Сычев, полковник, начальник отделения учета и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Москвы:

— Отношение к альтернативной службе у работников военкоматов нейтральное. Наше дело — рассмотреть заявление и принять решение о направлении на АГС. Дальнейшей судьбой такого гражданина будет заниматься Федеральная служба занятости.

Но смотрите, что получается: пик заявлений о замене военной службы на гражданскую пришелся на 2002 год, когда закон об АГС был принят. Тогда таких призывников в Москве было порядка трехсот, а теперь, когда закон вступил в силу, это количество резко сократилось.

Число тех, кто действительно по своим убеждениям не может идти в армию, оказалось ничтожно мало — всего 0,7% от общего числа призванных. Люди поняли, что служить альтернативно ничуть не легче, чем в армии. А вообще судить о том, состоялась альтернативная служба или нет, можно будет только через полгода.


Мнение законотворца

Николай Безбородов, депутат Госдумы РФ, член Комитета по обороне.

— Закон об АГС многие считают слишком жестоким, но эта жестокость оправданна процессами, происходящими в нашем обществе. В настоящее время всего 9% от общего количества призывников идут в армию. Целое поколение выросло с пацифистскими настроениями. Ежегодно от призыва уклоняются порядка 30 тысяч человек. Наличие закона об альтернативной службе ставит молодого человека в конкретные условия ответственности. Раньше прокуратуры брали в производство только 5% дел уклонистов именно из-за отсутствия закона об АГС. Теперь есть выбор — либо служба военная, либо гражданская. Если же гражданин не желает служить вообще, то он должен нести ответственность перед обществом и государством.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру