Меньшевики

Но до конца еще далеко. Кто-то ворочается во мху, кто-то тащит соломинки, кто-то строит небольшой муравейник. В последнее время жизнь на нижних слоях поляны оживилась: пошли разговоры о коалициях, союзах, новых партиях...

К чему это может привести? Выльется ли во что-нибудь серьезное? Корреспонденты “МК” совершили экспедицию в партийный мир.

ПРАВЫЕ: ДУЭТ ЗЫКИНОЙ И СПИРС
“Яблоко” может стать суррогатной мамой

Летом у право-либерально-демократического избирателя появилась надежда: осенью, самое позднее — к концу года, появится на свет коалиция “Рыжков—Хакамада—Явлинский—Немцов—Каспаров”. Говорили: она может стать основой чего-то такого, что потом, в будущем, поборется за голоса россиян на парламентских выборах 2007 года.

Осень плавно переходит в зиму, коалиции не слышно и не видно, а правый фланг продолжает дробиться. Кроме “Яблока” и СПС на жалкие 7—9% голосов избирателей претендует еще и партия Ирины Хакамады “Наш выбор”... В чем дело? Передумали?


Нет, не передумали — просто пока сочли громкое мероприятие неактуальным. Без конца проводимые по заказу “Комитета-2008”, СПС и “Яблока” опросы общественного мнения рисуют картину, способную повергнуть в уныние даже закоренелого оптимиста: хоть тушкой, хоть чучелом, хоть вместе, хоть поврозь, хоть с этими во главе, хоть с теми — новых голосов на выборах это не даст.

“Люди устали от старых партийных брэндов и политиков, но создать нечто новое и серьезное ни у кого тоже сил нет”, — говорит независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков. Полная неопределенность. “Нужны новые харизматические лидеры, но политическое поле так “закатали”, что они вырасти не могут. Значит, нужно ждать, пока бюрократия не наделает ошибок и люди не поддержат нынешних лидеров. И готовиться к этому”, — считает Ирина Хакамада. “Никто из нас не голодает, и вопрос о том, как составить список на выборах, не главный. Главное — создать конструкцию, которая заинтересует избирателя. Пока прорыва в этом деле нет”, — признается Сергей Иваненко (“Яблоко”). Ситуацию с коалицией он определил так: “вино разлито, и оно выдерживается...”

Как бы не передержали... Если судить по внешнему виду наших либералов, действительно “никто не голодает”, но время идет, “говорить” и “переговаривать” можно еще год-полтора, не больше. Потом надо что-то решать. Выбор ограничен тремя вариантами.

Вариант первый: новая демократическая партия. СПС и “Яблоко” ликвидироваться категорически не хотят. А создание новой партии на основе слияния СПС и “Яблока” неприемлемо для “Яблока”: “Мы совсем разные, это все равно как заставить петь дуэтом Людмилу Зыкину и Бритни Спирс”, — говорят в партии Явлинского.

Вариант второй: в 2007 году — общий “демократический” список на основе СПС или “Яблока”. Борис Надеждин считает, что вопрос о том, какая партия станет “суррогатной мамой”, в крайнем случае можно решить “киданием монетки”. Но в “Яблоке” полагают, что наилучший способ — не мучиться и “просто” работать над созданием демократической коалиции на основе ИХ партии.

Вариант третий: идти на выборы двумя колоннами, одна — “с правым уклоном” на основе СПС, другая — с левым, на основе “Яблока”. Но от разговора про “две колонны” сводит скулы, как от кислого лимона. Какие две колонны, если барьер — 7%, а все вместе демократы набирают ровно столько?

“Яблоко” на всякий случай пытается привлечь лиц, способных украсить список. Партия ведет переговоры с Сергеем Глазьевым и другими левыми “некоммунистами” — это правда. Но слухи о том, что союз бывшего члена фракции КПРФ с Григорием Явлинским дело практически решенное, — нет.

Судя по всему, именно “налево”, в социал-демократическую колонну к “Яблоку”, уйдет и Ирина Хакамада, которая много говорит про “либерализм с человеческим, социальным лицом”.

...Разговоры и бесконечные обсуждения в комитетах и клубах продолжаются. Может, зря?

Они думают, что за два года все еще может поменяться. Наступит мир в Ираке, и цены на нефть упадут в три раза, сменится правительство, в регионах возникнет недовольство путинскими реформами... Что в стране возникнет спрос на демократию, свободу и права человека — и политические, и социальные, — а они на этот спрос должны ответить богатым предложением...

Издалека и без особого интереса (“микробами считают!” — обижаются правые) за этим недоношенным флангом нашей политики наблюдает Кремль.



ЛЕВЫЕ: ГЛАЗЬЕВ ХОЧЕТ ОБРАТНО?
В объединенной “Родине” будет генсек на букву “Б”

Ситуация на левом фланге всегда была важнее для Кремля, чем ситуация на правом. Сегодня КПРФ по-прежнему остается главной мишенью власти. И власть продолжает вдыхать жизнь в их конкурентов.


В пользу того, что Кремль до сих пор считает красных серьезными противниками, говорит, например, то, как государственные каналы освещают акции КПРФ. 7 ноября власть не поленилась организовать псевдомитинг коммунистов. На нем “липовые” члены партии призывали отправить в отставку Зюганова и держали красиво оформленные плакаты на тему: “не допустим объединения с дерьмократами” (при том, что плакаты настоящих коммунистов всегда имеют весьма потрепанный вид). Этой “акции протеста” госканалы выделили не менее пяти минут — столько зюгановцам не выделялось с незапамятных времен. А вот митинг реальных коммунистов осветили вскользь.

Еще пример: у коммунистов постоянно возникают проблемы с региональными отделениями Минюста. “Количество юридических претензий к нашей партии растет в геометрической прогрессии, — поведал “МК” первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. — Мы, конечно, доказываем свою правоту, но юридическая волокита отнимает массу времени, которого почти не остается на то, чтобы заниматься реальными делами. Уверен, что в дальнейшем будет еще хуже”.



* * *

Бывшие члены КПРФ, которые создали Всероссийскую коммунистическую партию будущего во главе с губернатором Ивановской области Владимиром Тихоновым, на своем учредительном съезде заклеймили КПРФ “фальшивой” оппозицией, а себя провозгласили настоящей. Но поддержали идею назначения губернаторов. И с тех пор никак о себе не напоминали. Если не считать напоминанием вступление тихоновцев в коалицию “Патриоты России”, которую возглавил Геннадий Семигин.

Эту коалицию пополнили еще несколько карликовых партий. Из них у одной только Партии возрождения России Геннадия Селезнева есть 50 тысяч членов. А вот перспектив прохождения в Госдуму в “сольном” варианте нет ни у кого. Если только в блоке. Но и они почти наверняка будут упразднены. Так что хочешь не хочешь, а “патриотам” придется сливаться в единую партию.



* * *

Этой осенью случилось невиданное, неслыханное и до того считавшееся невозможным. Правая и левая оппозиция провели совместную акцию протеста против президентского закона о назначении губернаторов, а теперь вместе пытаются оспорить результаты думских выборов 2003 года в Верховном суде.

Зюганов с Явлинским личных контактов не поддерживают. Очевидно, считают, что это уже будет чересчур. Но, конечно, все совместные действия партийцы согласовывают с ними в обязательном порядке.

Довольно тесное сотрудничество “Яблока” с коммунистами наблюдается не только в Москве, но и в целом по стране. А вот СПС с соратниками Зюганова выходить вместе на улицу пока все же не готов: расхождения по вопросу о приватизации и использовании природных богатств носят радикальный характер.



* * *

В “Родине” в ближайшем будущем должно произойти событие, которого наблюдатели уже и не ждали: одноименная партия Дмитрия Рогозина сольется с “Народной волей” Сергея Бабурина.

(Брэнд “Родины” члены блока делят еще с зимы. В “Родину” переименовалась одна из трех партий, вошедших в блок, — Партия российских регионов. Рогозин стал ее единоличным лидером. И оставил с носом две другие блокообразующие партии: Социалистическую единую партию России (СЕПР) и “Народную волю”.)

В сентябре наконец появилась рабочая группа по созданию единой партии. Но, видимо, рогозинцы уговаривались с трудом, потому что в конце октября Бабурин совершил демарш: сообщил, что вместе с семью партиями (все как один — “политические гномы”) намерен создать общую силу. Рогозин, которого в компанию не позвали, не преминул высказать “фэ”. Тем не менее его переговоры с Бабуриным вдруг “завертелись” со страшной скоростью, и за какой-то месяц товарищи достигли согласия по всем спорным пунктам. Очевидно, Рогозин побоялся потерять контроль над фракцией, где бабуринцев — большинство.

В декабре планируется провести объединительный съезд. Ориентировочное название “новинки” — Объединенная партия “Родина”. Вот только не ясно, как поделят Рогозин и Бабурин руководящие посты. По словам зампреда “Народной воли” Нины Жуковой, есть несколько вариантов — к примеру, лидер партии (условно говоря, Рогозин) плюс генсек (Бабурин).

Что же касается СЕПРа, то его представители внезапно перестали участвовать в переговорах. Причем еще на начальной стадии. По словам наших источников, “стоп-команда” поступила из Кремля. СЕПРу якобы уготована участь союза с Социал-демократической партией, которую раньше возглавлял Михаил Горбачев, а теперь ею рулит питерец Кишенин. Очевидно, в будущем мы можем стать свидетелями рождения очередного левого проекта Кремля.



* * *

Казалось бы, все сестры в этом хоре получат по серьгам. Ан нет — мы забыли о Сергее Глазьеве. Как стало известно “МК”, сейчас он ведет переговоры о вступлении в “Родину”. В смысле, в ту “Родину”, которая появится после слияния с “Народной волей”. Правда, речь идет не о простом членстве. “Я считаю, что Сергей Юрьевич должен занять одну из руководящих должностей”, — заявил “МК” депутат-“народоволец” Сергей Глотов. Но ни Рогозин, ни Бабурин так не считают. Они в принципе не желают видеть Глазьева в своих рядах. Скорее всего, переговоры закончатся полным поражением Сергея Юрьевича.

И дело не только в том, что депутат вызывает аллергию у Кремля. Глазьев обладает невероятной способностью сеять раздоры среди своих соратников. В конце концов, именно он поссорил и “родинцев”: скандалы в блоке начались с выдвижения Глазьева в президенты вопреки обещанию, данному в Кремле.



ГДЕ ДЕНЬГИ БЕРЕЗОВСКОГО?
Гражданский конгресс уходит в “Космос”

12 декабря в Москве должен состояться Гражданский конгресс в защиту Конституции. Той самой, 1993 года рождения, которую много раз критиковали и правые, и левые.


Идея, говорят, родилась у правозащитных организаций, потом ее подхватил “Комитет-2008”, обратились к политическим партиям... С этого момента вокруг планов проведения конгресса завихрились нехорошие слухи. Будто бы все это дело придумал Березовский, и деньги будто бы — его. Вот будет беда, если в день открытия конгресса Борис Березовский вздумает поздравить его участников! Какой козырь в руки госпропаганде! Лучшего способа дискредитировать дело не придумаешь...

На конгресс должны собраться 1000 человек, в основном — из регионов. Представители разных общественных организаций, партий, движений, деятели культуры... “Единую Россию”, “Родину” и ЛДПР решили не звать: они, по мнению организаторов, поддерживают курс на авторитаризм и попрание Конституции. А коммунисты участвовать будут, но пока в оргкомитет не вошли, ограничившись ролью наблюдателей.

КПРФ вообще старается максимально дистанцироваться от организации конгресса: “Мы не возьмем от оргкомитета ни копейки за дорогу наших людей в Москву, в гостиницах тоже будем селить их за свой счет”, — заявляют коммунисты.

Предполагается, что конгресс почтут своим присутствием бизнесмены. Но с ними возникла проблема: главы крупных компаний федерального масштаба прийти боятся, в лучшем случае пришлют “представителей корпораций”.

Конгресс (место его проведения — гостиница “Космос”) должен создать общероссийский комитет действия, который будет работать на постоянной основе. Его задача — координировать совместные акции протеста, если власть чего еще удумает, наблюдение за выборами разных уровней.

Если накануне и в день проведения конгресса в новостях на государственных телеканалах мы увидим сюжеты про “собранный на деньги Березовского, непредставительный форум маргиналов” — значит, Кремль воспринимает это мероприятие всерьез и видит в нем пусть слабую, но опасность.



МНЕНИЕ СОЦИОЛОГА: “Все передоверили президенту”

Последние выборы в Госдуму показали, что уровень поддержки оппозиции — что правой, что левой — в обществе, мягко говоря, невысок. Как сегодня настроены россияне, “МК” рассказал ведущий научный сотрудник “Левада-центра”, социолог Леонид СЕДОВ.

— Люди передоверили все, что касается политики, президенту, а им самим политика — до лампочки.

— Что же не до лампочки?

— Состояние кармана. Это может возбудить какое-то движение россиян. Но реакция скорее будет сугубо экономической, без понимания того, что эти вопросы решаются с помощью политики.

— Почему общество пришло в такое состояние?

— Оно пережило серьезные катаклизмы, и, конечно, наступила усталость. Президент породил иллюзию стабильности, и есть еще одна иллюзия, которая, видимо, скоро разрушится: что повышается статус России на международной арене.

— Россияне живут иллюзиями, передоверили политику президенту... А нужна ли в таком случае гражданам оппозиция?

— Две трети отвечают, что нужна. Четыре года назад, когда к власти пришел Путин, таких было 45%. Еще 27% говорили, что оппозиция не нужна. Сейчас их число уменьшилось до 21%. В общественном сознании есть потребность в оппозиции, но это отношение не означает, что эти люди голосуют за оппозиционные партии. На самом деле они просто высказываются за их существование.

Уровень поддержки либеральной оппозиции — тот же, что мы видели на выборах. Сейчас предпринимаются попытки объединить либеральные партии в одну, но, на мой взгляд, это бесперспективно.

Левые как всегда более востребованны, но в последнее время происходит уменьшение и их электората. Он переходит в неоформленный протестный электорат. Наши последние опросы показывают, что, если бы сегодня состоялись выборы в Госдуму, голоса набирали бы ЛДПР и “Единая Россия”. “Родина” бы потеряла.


Опрос проводился “Левада-центром” в октябре. А в сентябрьских опросах фигурировал “возможный единый демократический блок”. За него выразили готовность голосовать 5% россиян.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру