Льготный рефлекс

Почему народный гнев вырвался на улицы?

“Уровень жизни людей не должен упасть!” — цитата из речи Президента РФ В.В.Путина на одном из совещаний при обсуждении концепции замены льгот денежными выплатами. Судя по всему, уровень жизни людей все-таки упал, раз они по всей России вышли на улицы, а призывы разобраться с организаторами выступлений как-то быстро иссякли.

Ситуация, возникшая в начале 2005 года, льготная революция — по большому счету, проблема более серьезная, чем просто натуральный или денежный возврат льгот, которыми пользовались люди. Чтобы разобраться в ней, необходимо ответить на несколько вопросов.

А зачем вообще нужно было что-то менять?


Как ни странно, менять было нужно. В годы ельцинского правления в стране было принято множество законов о льготах, объем которых на сегодня составил бы два бюджета страны. Естественно, эти льготы никогда не предоставлялись, а если и предоставлялись, то не финансировались. Зачем эти льготы вводились? Затем, чтобы показать народу, что депутаты и правительство заботятся о своих гражданах. Все равно платить будут другие, так почему бы не заработать себе дополнительную звездочку на фюзеляж, ведь звездочка, как известно, лишней не бывает?

Дозарабатывались. Дошло до того, что в 2004 году на пенсию по льготным основаниям выходил каждый третий работник, тогда как в Советском Союзе — каждый пятый. Из 146 миллионов россиян льготы имело 103 миллиона, причем пенсионеров среди них было только 32 миллиона.

Еще один важный момент. Льготы — это все-таки признак, скажем так, небогатых стран. Недаром ведь в развитых странах льготы весьма условны и предоставляются, например, бывшим военнослужащим для получения образования или вынужденным переселенцам при покупке жилья. Все остальное — деньгами, господа.

Как это было?

Поразила настойчивость, с которой законопроект продавливался через Госдуму. Идея о замене льгот на выплаты прозвучала в правительстве в марте, а уже в августе пресловутый “122-й закон” подписал президент. От момента начала работы над законом до его подписания прошло всего пять месяцев! Пугающая спешка, особенно если вспомнить, сколько россиян имеет право на льготы.

Кстати, списки льготников не были уточнены ни в Минздравсоцразвития, ни в прочих ведомствах (МВД, Минобороны и других), источники финансирования (федеральный и региональный бюджеты) оставались туманными. Пенсионный фонд, через который предполагалось осуществлять выплаты, пребывал в шоковом состоянии. В Госдуме основным проводником закона стал Комитет по труду и социальной политике во главе с бывшим анархо-синдикалистом и профсоюзным функционером Андреем Исаевым. К чему эта спешка привела, мы сегодня наблюдаем.



Где взять деньги?

Ключевой вопрос любого проекта. Ответ нашелся быстро: в регионах. В результате с 2005 года из региональных бюджетов в федеральный дополнительно уходит часть налога на прибыль, весь сбор за пользование водными ресурсами, а федеральная доля в налоге на добычу полезных ископаемых увеличена с 80% до 95%. Изменения коснулись распределения НДС, налога на доходы физических лиц, других налогов и акцизов. Сначала приняли закон, а затем начали подгонять финансирование.

Любопытно, что Счетная палата России подсчитала, какую сумму потеряют региональные бюджеты, — оказалось 64 млрд. рублей. А на ежемесячные компенсации регионы в этом году должны будут дополнительно выделить не менее 80 млрд. И это при том, что компенсации значительной части льгот переданы с федерального на региональный уровень! Справедливости ради надо сказать, что часть акцизов (алкоголь, нефтепродукты) оставлены в регионах, о чем нам неоднократно сообщали СМИ. Однако наши руководители почему-то не озвучивали цифры, а цифры — вещь упрямая: забрали десятки миллиардов, оставили сотни миллионов. Теперь понятно, почему региональные власти выделяют на компенсации по 150—200 рублей на человека? Да просто платить нечем!



Что имеем на сегодняшний день?

Страна вошла в 2005 год с принятым “122-м законом”, из-за которого пришлось изменить более чем 150 законодательных актов, утвержденными бюджетами всех уровней и немного снизившимся, но по-прежнему впечатляющим рейтингом президента. Десять дней страна праздновала, отдыхала и гуляла с детьми, а потом по всей стране начались массовые акции протеста пенсионеров.

В течение первой рабочей недели выяснилось: заложенных в федеральном бюджете 173 млрд. рублей на выплаты федеральным льготникам не хватит — федеральный бюджет исполнен не будет; милиционерам в срочном порядке прибавляют половину оклада на проезд в общественном транспорте — бюджеты министерств исполнены не будут; с 1 марта будет проиндексирована базовая часть пенсии, и не на 5, а минимум на 10% — бюджет Пенсионного фонда исполнен не будет; в регионах восстанавливают прежние натуральные льготы (а выплату компенсаций никто не отменял, бюджеты-то приняты) — региональные бюджеты исполнены не будут.

Проезд в транспорте не подешевел, как уверял Михаил Зурабов (в интервью “Российской газете” 9 августа 2004 года он предполагал снижение тарифов вследствие замены льгот и введения социального пакета), а наоборот, подорожал. Новых бесплатных услуг больше не стало, а вот количество обращений пожилых людей за медицинской помощью резко увеличилось.

Президента подставили — это очевидно. Как бы мы к нему ни относились, но это всенародно избранный глава государства, отвечающий, как принято говорить, “за все”. Кто подставил? Депутаты, принявшие сырой и непродуманный закон. Члены кабинета министров, утверждавшие, что новый закон станет “революционным шагом” и положит конец мафии, “которая ворует деньги льготников”. Президента подставили те люди, которых он выдвигал на министерские посты, поддерживал на выборах и утверждал на должности. Понятно, что никакого заговора внутри президентского окружения нет. Речь идет о непрофессионализме и некомпетентности тех, кто разрабатывает и продвигает важнейшие для страны решения.



Что нас ждет?

Льготы будут восстановлены — теперь это ясно. За счет каких средств — тоже понятно. Финансовое обеспечение большинства льготников передано в регионы, поэтому восстанавливаться льготы будут также за счет регионов. А если учесть, что значительная часть налоговых поступлений передана в центр, льготы будут восстанавливаться за счет свертывания жилищного и дорожного строительства, финансирования ЖКХ (в том числе электро- и газоснабжения), уменьшения региональных доплат муниципальным работникам.

Максимум, что смогут позволить себе регионы, — определить стоимость льготных проездных билетов, а разницу покрывать за счет местных бюджетов. То есть льготы как были, так и остались, но если раньше существовали источники их финансирования, то теперь их попросту нет. Виноваты же будут... губернаторы!

Возврат средств из федерального бюджета на выплату денежных компенсаций порождает вопрос: зачем деньги забирали? Чтобы выстроить еще и финансовую вертикаль? Известно, с каким трудом регионы получают средства из федерального бюджета. Многие субъекты Федерации вынуждены содержать в Москве по нескольку десятков лоббистов, чья основная задача — взаимодействие с Минфином.

Заверения в том, что денежные выплаты будут индексироваться с ростом инфляции, делаются для тех, кто не ходит в магазины, не пользуется общественным транспортом и не видит, что реальная инфляция составила в 2004 году более 30%, в то время как официальная — 11,7%. А плата за проезд на общественном транспорте растет еще быстрее. Например, в Москве в прошлом году тарифы на проезд выросли более чем на 40%, а с 1 января этого года — еще на 30%. На сколько процентов господин Исаев обещает повысить базовую часть пенсии?..

Вроде бы простые истины, но посмотрите, что происходит сегодня: декларируя принцип отказа от льгот, Госдума 14 января принимает новые (!) льготы в виде изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, по которым региональные органы власти (деньги-то где взять?) могут предоставлять льготы при посещении платных культурных и спортивных мероприятий курсантам военных учреждений! Где логика?

В этом году правительство вернется к практике внутреннего заимствования. Сама по себе подобная практика не представляет ничего плохого: внутренние займы практикуются во всем мире. Весь вопрос — в том, на какие цели занимаются деньги. Если деньги пойдут на обеспечение льготных выплат — это ничем не обеспеченный рост внутреннего долга и очередной виток инфляции.

Поскольку дополнительных источников финансирования практически нет, возникнет необходимость в продолжении процесса налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков, в чем уже имеется определенный опыт.

Есть еще один ресурс для выполнения обязательств перед льготниками: падение курса рубля по отношению к доллару. Цены на нефть рано или поздно упадут, сократится приток экспортной выручки, а обязательства перед населением можно будет выполнять за счет более низкого курса рубля.

Льготы необходимо заменять деньгами — это объективная необходимость. Но заменять постепенно, переводя на единовременные выплаты или ежемесячные компенсации каждую категорию льготников по отдельности, а текущую ситуацию поправить за счет выдачи регионам бюджетных кредитов с последующим замещением средствами, выделяемыми на денежные выплаты и перераспределением налоговых доходов. Не спешить, одним словом. К этому неоднократно призывали президента и правительство многие уважаемые в стране люди: и патриарх, и многие губернаторы, и известные общественные деятели. Эти люди понимают, что “льготная революция” может стать водоразделом между властью и народом. Водоразделом, преодолеть который в будущем будет гораздо труднее, чем сегодня.



ПИТЕРСКИЙ “КОМПОТ”

Очередная “классовая битва” в Санкт-Петербурге произошла в понедельник у дома 54 по Суворовскому проспекту. Милиционеры попытались задержать нескольких активистов, шедших в группе, направлявшейся к Невскому. Толпа буквально вырвала молодых людей из рук стражей порядка. Сотрудники милиции пытались отобрать у манифестантов флаги — видимо, их милиционеры сочли орудием нападения. У Гостиного Двора путь демонстрантам преградили автобусы и кордоны омоновцев.

Несмотря на противодействие милиции, несанкционированные митинги все-таки имели место быть: на Невском проспекте и у Смольного собралось около тысячи человек. Состав устроителей питерских акций протеста на первый взгляд может показаться странным: “фруктовый компот” — из лимоновцев и “яблочников” — плюс коммунисты. Требования прежние: власть должна признать Закон о монетизации льгот неконституционным и приостановить его действие на территории Петербурга. А также восстановить все транспортные льготы, существовавшие до 17 января, вернуть льготы по оплате телефона и увеличить базовую части пенсии с 650 до 3000 рублей.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру