Триумф на вылет

Блэр готовится к отставке

Унизительного выселения из собственного дома удалось вчера избежать путинскому “другу Тони”. Лейбористская партия британского премьера Блэра впервые в своей истории одержала третью подряд победу на парламентских выборах. Но из-за войны в Ираке и усталости избирателей от одних и тех же лиц партия Блэра потеряла около сотни депутатских мест. В результате в ближайшие два года премьер скорее всего добровольно уступит пост своему старому внутрипартийному сопернику Гордону Брауну. В резиденции британского посла в Москве “недопобеду” Блэра отметили зажигательными ночными танцами под Глюкозу и Жанну Агузарову.


В случае проигрыша правящей партии на выборах власть в Британии меняется прямо-таки с головокружительной быстротой. Едва заканчивается поствыборная ночь, как потерпевший поражение премьер отправляется на аудиенцию к королеве. В момент, когда он входит к Ее Величеству, его правительственный лимузин уже отдается счастливому сопернику. В тот же день манатки бывшего главы кабинета вывозятся из премьерской резиденции на Даунинг-стрит, 10. Некоторых британских первых министров это застает врасплох. Например, бывшего британского премьера сэра Алека Дугласа-Хьюма на следующий день после его поражения видели в лондонском метро.

Тони Блэра подобная превратность судьбы вчера, впрочем, миновала. Во время объявления первых результатов выборов даже казалось, что Британия не так уж далеко ушла от России. Количество мест, завоеванных партией власти, стремительно увеличилось, а оппозиционеры — консерваторы и либерал-демократы — так и сидели на нуле. “Очень напоминает железную поступь “Единой России” в 2003 году!” — сказал я британскому послу в Москве Тони Брентону. Посол Ее Величества со смехом согласился и даже несколько раз проскандировал: “Единая Россия! Единая Россия!”.

Но, конечно, подобные результаты объясняются вовсе не тем, что в Британии наконец научились по нашему примеру использовать административный ресурс. Просто лейбористы традиционно более популярны в промышленных центрах, где голоса считают быстро. Позиции консерваторов же, напротив, сильнее в сельских округах, где все делается с деревенской неторопливостью.

Так что, пока гости посольской резиденции отплясывали на дискотеке, устроенной Артемием Троицким, выборные результаты начали выравниваться. Правящая партия получила несколько чувствительных ударов. На выборах в лондонском районе Бетел-Грин депутатское место досталось главному британскому другу Саддама Хусейна — усатому бывшему лейбористу Джорджу Гэлловэю. В округе Блэн Гвент тоже победил бывший лейборист Питер Лоу. К вящему удовольствию избирателей, он уже долгие годы представлял в парламенте свой округ. Но в рамках общей кампании по увеличению числа женщин в парламенте боссы лейбористской партии повелели ему уступить свое место даме. Причем неважно какой — главное, чтобы носила юбку. Партийное начальство не смутило, что иногда подобные попытки восстановить половое равенство приводили к громким скандалам. Например, в одном округе кандидатом от правящей партии стала дама, оказавшаяся бывшей парижской проституткой. Лоу предпочел бросить вызов политической корректности и баллотироваться в качестве независимого. И избиратели его поддержали.

Зато позора удалось избежать главе МИДа Джеку Стро. С министром соревновался его бывший подчиненный, экс-посол в Ташкенте Крэйг Муррэй. Этот экстравагантный дипломат то демонстративно занимался любовью с местными жительницами прямо на столе в своем посольском кабинете, то громко ругал свое правительство за поддержку “авторитарного лидера” Узбекистана Каримова. Но, как выяснилось, английские избиратели его благородных порывов не оценили.

Уже к середине ночи выборный расклад стал ясен. Партии Блэра удалось удержаться у власти. Но ее большинство в 161 голос растаяло. Теперь перевес лейбористов составляет всего 66 мандатов. Для Тони Блэра это довольно неприятный результат. Еще во время своего избрания лидером партии в 1994 году он во время посиделок в ресторанчике заключил неформальную сделку со своим другом и соперником Гордоном Брауном. Браун поддерживает кандидатуру Блэра в лидеры лейбористов. А в обмен на это Блэр, посидев несколько лет в кресле премьера, уступает это место другу. Но, оказавшись в 1997 году в заветном доме на Даунинг-стрит, 10, Блэр вошел во вкус и уступать дорогу министру финансов Брауну пока отказывался. Результаты последних выборов означают, что в ближайшие годы нынешнему премьеру все-таки придется выполнить свое обязательство.

Ну а что означают подобные итоги выборов для России? Скорее всего наши отношения с Лондоном не очень сильно изменились бы даже в случае победы консерваторов. Так что краткий ответ на этот вопрос — ничего. Впрочем, кое-что на эту тему через два дня сможет сказать в Москве сам Тони Блэр. О том, что британский премьер приедет к нам на 9 мая, на момент подписания номера еще не было объявлено. Более того, в ближайшие дни Блэр будет сильно занят перетасовкой правительства. Но вопрос о его приезде в Москву большинство наблюдателей считают решенным. Мол, раньше об этом не объявлялось исключительно из-за вежливости в отношении избирателей. Вдруг они бы не восприняли чрезмерную уверенность премьера в собственной победе и с треском прокатили его партию? Ведь результаты выборов в Британии все-таки гораздо менее предсказуемы, чем у нас.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру