Остановка в пути

Путин сделал промежуточный выбор

Когда несколько недель назад заместитель руководителя РАО “Российские железные дороги” Владимир Якунин посещал премьер-министра Фрадкова, в правительстве пронесся слух — вот и определился преемник. Как и предполагал “МК”, это был только слух. Видимо, в тот момент окончательно определился преемник Геннадия Фадеева — руководителя РЖД.


Впрочем, Якунина так давно прочили на место Фадеева, что ничего удивительного для него не произошло. Тем более что у бывшего руководителя РАО “РЖД” не всегда идеально складывались отношения с представителями силового клана.

Якунин, наоборот, представитель этого клана. Он реально имеет личные отношения с Владимиром Путиным, что очень любит подчеркивать. То постарается демонстративно войти в кабинет, спросив только: “Он один?”; то обязательно через десять минут встанет за главный стол на приеме, хотя формально его туда никто не приглашал; то окажется прямо за президентом в храме, когда его снимают все камеры. Следует признать, что все это было бы невозможно, если бы сам ВВП не относился благосклонно к бывшему коллеге по разведке.

Правда, говорят, будто ближайшее окружение Путина, особенно Игорь Сечин, относятся к Якунину очень настороженно. И, возможно, эта настороженность доносится до президента. Во всяком случае, известен факт, когда на предложение Михаила Касьянова (тогда премьер-министра) повысить Якунина Путин ответил отказом. С такой мотивировкой: Касьянов совсем не знает этого человека, а он между тем способен обвести его вокруг пальца за 15 минут.

За прошедшие годы, видимо, потенциальная ловкость нового руководителя РЖД уже больше не настораживает первое лицо. Более того, очевидно, что это назначение будет рассматриваться в политической тусовке как возможный шаг президента по выбору преемника. Правительству Фрадкова еще точно обеспечен год-полтора плодотворной работы. Назначать на место премьера в нынешней ситуации можно хоть дворника — никто не возмутится, как никто не возмутился назначением самого Фрадкова. Но ставить вторым человеком государства руководителя крупнейшего РАО — все-таки поприличнее. Но на самом деле назначение Якунина на место Фадеева вовсе не гарантирует, что именно он заменит Фрадкова.

Но предвыборная подоплека (а может, и “послевыборная”) в этом назначении все равно есть. Путин целиком сосредотачивает государствообразующую отрасль, огромные денежные потоки в руках старого товарища , ныне крупного “православного бизнесмена”, на чью полную лояльность он вправе рассчитывать.


Александр БУДБЕРГ.


Шесть лет назад на российский политический Олимп уже врывался железнодорожный король. Николай Аксененко едва не стал тогда преемником Ельцина. Сейчас история, похоже, повторяется. В 1999 году звезда Аксененко очень быстро закатилась. Выяснилось, что бравый железнодорожник мало пригоден к политической работе в общегосударственном масштабе. Якунин сделал все, чтобы про него нельзя было сказать нечто подобное.

Возможность занять высшие посты в стране у Якунина была еще во время первого срока ВВП. Вот уже долгие годы они являются близкими личными друзьями. Это, впрочем, неудивительно. Путин и Якунин “пришли из леса” (“лесом” в мире российских спецслужб принято называть службу внешней разведки). Кроме того, как и Путин, Якунин страстно увлечен поиском новых национальных идей. Как и президент, он очень религиозен.

Но Якунин вместо этого пять лет пребывал на второстепенных постах: сначала замминистра транспорта, а потом первого вице-шефа железнодорожного ведомства. Это обстоятельство является сегодня одним из главных залогов успеха Владимира Ивановича. Если бы Якунин сразу вылез вперед, он в лучшем случае приобрел бы репутацию не слишком компетентного менеджера.

Предшественник Якунина на посту шефа железных дорог, Геннадий Фадеев, впрочем, и сейчас считает Владимира Ивановича не слишком квалифицированным управленцем. Несколько месяцев назад в ответ на прямой вопрос президента Фадеев заявил ВВП: “Я работу Якунина не чувствую. За время своего пребывания в РЖД он подготовил всего несколько бумаг!”. Но скорее всего вооруженный своим пятилетним опытом работы в транспортной сфере Якунин в ближайшие годы не сделает никаких особых глупостей на новом посту.

Но если новый главный железнодорожник хочет расти дальше, ему важно создать о себе впечатление как о всесторонне развитом спеце. Это бывшему разведчику пока удается не очень. В ответ на вопрос: “Что вы думаете о Якунине”, — почти все в российской политтусовке вчера отвечали “ничего”. Впрочем, о Путине за пару дней до его назначения премьером в 1999 году тоже никто “ничего” не думал.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру