Стругацких поддержал Горбачев

А Кортнев заделался редким негодяем

— К Стругацким я давно присматривался, еще когда работал над картиной “Письма мертвого человека”, — сказал Константин Лопушанский. Во времена перестройки его фильм-притча о том, что стало с людьми, пережившими ядерный взрыв, вызвал небывалый резонанс. Главную роль, сыгранную Роланом Быковым, признали одной из лучших в карьере актера. А режиссер Лопушанский, ученик Тарковского, проснулся знаменитым и вскоре стал лауреатом ряда самых престижных премий.


Сейчас режиссер занят работой над фильмом, обещающим стать не менее крупным событием, чем “Письма мертвого человека”. Режиссер экранизирует повесть братьев Стругацких “Гадкие лебеди”. В картине снялись: любимый актер Александра Сокурова Леонид Мозговой, легендарный ученик театрального гуру Анатолия Васильева Григорий Гладий, певец Алексей Кортнев.

Лопушанский и на сей раз не пошел легким путем. Он выбрал для экранизации одно из самых загадочных произведений Стругацких. Написанные в 1966 году, “Гадкие лебеди” до 80-х годов ходили в самиздатовских рукописях — их официальную публикацию редакторы журналов отвергали по самым разным причинам. И только в 1982 году повесть была впервые опубликована в Прибалтике под другим названием — “Время дождя”. А в Москве “Гадкие лебеди” вышли наконец в 1989 году как вставное произведение в романе “Хромая судьба”.

“Гадкие лебеди” — история о маленьком городке, в котором находится интернат для одаренных детей. Их обучением ведают загадочные Мокрецы — не то мутанты, не то пришельцы. Однажды в городе произошло изменение погоды: неожиданно начавшийся дождь все никак не прекращался. Это привело в городок разные комиссии по изучению катаклизмов. С одной из таких комиссий приехал ученый (Григорий Гладий). Его дочь — воспитанница интерната. И ученый, прикрываясь официальным расследованием, стал вести собственное, надеясь спасти своего ребенка.

— Я играю главного негодяя, — рассказал “МК” Алексей Кортнев. — Такие роли редко мне достаются.

— Меня так заинтересовало сотрудничество, что решил отложить все свои планы и поехать в Россию сниматься, — поделился Григорий Гладий, который уже более 15 лет живет в Канаде.

Фильм снимался в Петербурге и Кронштадте. Некоторые сцены проходили у знаменитого Мухинского училища, столь любимого киношниками. О том, как было трудно, Кортнев и Гладий деликатно умолчали. А ведь работа целых два с половиной месяца проходила в очень трудных условиях.

Описанный в истории жуткий дождь создавали при помощи поливальной машины. Она работала исправно и щедро лила на всех, кто находился на площадке. И так каждый съемочный день. Львиная доля небесных слез досталась актерам, которые весь фильм ходили мокрыми по “затопляемому городу”, да еще погружались в воду то по щиколотку, а то и по пояс. Кроме того, снимали исключительно по ночам, чтобы естественная тьма наиболее ясно подчеркнула время “Ч”, наступающее для человечества. А оператору нужно было добиться, чтобы вечно идущий дождь был красиво снят. Для этого на постановку света у оператора уходило по 4—5 часов ежедневно.

— Не волнуйтесь, никто после съемок не заболел. Мы все предусмотрели, — успокоил Лопушанский. — Приготовили сменную одежду, полотенца. Тем более что у нас играют дети. О них мы заботились в первую очередь.

— Мне дождь не мешал, — признался один из юных актеров. — Самое трудное — текст. Там было много непонятных слов, ну, там, “конституция” или “афоризм”. Пришлось обращаться за помощью то к папе, то к режиссеру. Они-то мне объяснили, что это такое. Но я уже опять забыл их смысл. Потом, наверное, вспомню.

— Мокрецов ты испугалась, когда увидела на площадке?

— Нет. Я же видела, как они создавались, — объяснила Лаура, исполнительница роли дочери главного героя. — И знаю, что это не чудища, а актеры. Мне было их жалко — трудно, наверное, в маске так долго ходить.

По словам режиссера, он не стремился к обилию компьютерных эффектов. К их помощи он прибегал только в крайнем случае. В основном у Лопушанского в фильме “ручная работа” художников-декораторов. Но из Мокрецов не стали делать страшилищ по голливудским стандартам. Поэтому банальных инопланетян с щупальцами вы не увидите. Их облачили в черные мантии с капюшонами и маски, которые не так легко рассмотреть.

Фантастика у Лопушанского спрятана под маской реальности. По словам режиссера, сценарий одобрил сам Борис Стругацкий. А поддержку проекту оказал бывший Президент России Михаил Горбачев. Он еще в перестроечное время помог спасти “Письма мертвого человека”, съемки которых грозились прекратить разные чиновники. Премьера “Гадких лебедей” ожидается уже весной.

— На Берлинский фестиваль мы не успеваем, а вот с Каннами уже ведем переговоры, — рассказал Лопушанский.

Вскоре на Стругацких начнется настоящий бум. О своей идее экранизировать их “Обитаемый остров” объявил и Федор Бондарчук. Что ж, спрос на хорошую, умную фантастику — это добрый знак для нашего кино.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру